25.08.1941, Пижма

Aug 28, 2019 01:38

     Удалось проверить одно давнее предположение насчет танков КВ-2 из 1-й Краснознаменной танковой дивизии.

Напомню, что в свое время обратил внимание на то, что в отчете по итогам боевой деятельности дивизии её командир генерал-майор Баранов жаловался на полное безразличие пехотных и артиллерийских начальников к вопросам обеспечения эвакуации подбитых танков во время боев под Красногвардейском в августе - сентябре 1941 года.

В качестве иллюстрации данного безобразия он привел такой пример - "...во время атаки во взаимодействие с пехотой в районе Немецкая колония был подбит танк командира 1 роты. Это видел Маршал Советского Союза тов. К.Е.Ворошилов, который приказал танк с поля боя эвакуировать, для чего выделить одну роту пехоты и одну артбатарею, которые должны были прикрыть эвакуационную группу. Даже в этом случае пехотные и артиллерийские начальники не дали ни одного человека. В результате танк с поля не был эвакуирован".



Как оказалось, танки КВ-2 из 1-й Краснознаменной танковой дивизии к эпизоду отношения не имеют, так как произошел он еще 25 августа 1941 года в районе деревни Пижма Красногвардейского района Ленинградской области.
     В тот день 1-й танковый полк 1-й ТД потерял не только танк КВ-1 командира 1-й роты лейтенанта Швец. Были потеряны также и пытавшиеся его эвакуировать еще один танк КВ-1 и единственный в дивизии тягач "Ворошиловец".

     Ниже карта для наглядности. На ней отмечена деревня Немецкая колония, она же Верхняя Пижма, она же Красный Хутор (Gatchina24.ru).



События в этот день 25 августа 1941 года развивались следующими образом. 1-я рота 1-го ТБ 1-го ТП 1-й КТД под командованием лейтенанта Швец в количестве пяти танков КВ-1 находилась в засаде Малое Замостье. Рота находилась в подчинении командира 2-й гвардейской дивизии народного ополчения генерал-лейтенанта Иванова.

Ближе к полудню немцам удалось вывести из строя находившиеся в засаде в роще в 1 км северо-заднее Красный Хутор танк Т-34 командира 3-го батальона старшего лейтенанта Чистякова с зав. № 1407137 из числа танков пропавшего эшелона и танк Т-28.
     Генерал-лейтенант Иванов приказывает снять из засады в Малом Замостье три танка КВ-1 и отправить их уничтожить танки противника в районе Красный Хутор, а также прикрыть эвакуацию подбитых машин 3-го танкового батальона.
     При выполнении этой задачи в бою были выведены из строя еще два танка КВ-1, а один продолжал вести бой.

В 13.00 генерал-лейтенант Иванов снимает из засады последние два КВ-1. Командиру роты лейтенанту Швец поставлена задача - обеспечить продвижение пехоты 2-й гвардейской дивизии до деревни Пижма, уничтожить танки противника и овладеть Пижмой.
     При выполнении этой задачи танк КВ-1 лейтенанта Швец с заводским номером М-4833 или М-4838, скорее всего, оторвался от своей пехоты, а при возвращении был подбит "...в заднюю бронь у буксирной серьги". При этом вышли из строя двигатель и коробка передач.

Через некоторое время для эвакуации танка прибыл тягач "Ворошиловец" под командованием командира тракторного взвода воентехника 2 ранга Егорова. Танк зацепили, но буквально через несколько метров тягач был разбит прямым попаданием вражеского снаряда, а воентехник 2 ранга Егоров Василий Петрович убит (ОБД Мемориал).



Тут нужно сказать, что руководящими документами АБТУ Северного фронта направлять тягачи "Ворошиловец" в зону действенного артиллерийского огня противника запрещалось категорически.

К следующей попытке подготовились более основательно - были присланы два танка КВ-1 и четыре бронемашины, а также приказано батарее 76 мм орудий из 2-й гвардейской дивизии прикрыть эвакуацию.
     Танк лейтенанта Швец под огнем противника снова зацепили, но далеко утащить его не удалось. Буксирующий танк КВ-1 с зав. № М-4913 попаданием в боевое отделение был подбит. Внутри танка начался пожар и стали взрываться снаряды.

В связи с отходом пехоты дальнейшие попытки эвакуации танка командира 1-й роты лейтенанта Швец пришлось прекратить. Вечером 25 августа танк был подорван саперами и экипажем.



В дальнейшем, пехота 2-й гвардейской дивизии снова продвинулась по направлению к Пижме и около танков располагались позиции 76 мм дивизионных пушек образца 1902/30 годов этой дивизии.



Командир этой полубатареи младший лейтенант Соколов впоследствии написал книгу воспоминаний, в которой упомянул и сгоревшие танки КВ (Милитера).
     Далее цитата из книги Соколова:
     "Опять мы на прежней позиции. Пушки стоят в ровиках, выкопанных по уставной схеме, и смотрят вдоль шоссе Гатчина - Луга на деревню Пижма. Перед Пижмой множество различных укреплений - дотов, эскарпов, противотанковых рвов. Все это было выкопано и выстроено нами, но теперь захвачено немцами, которые удобно там устроились. На нашей позиции стоят два огромных высоких танка KB, что означает Клим Ворошилов. Стоят они в сцепе задом к немцам. Передний сгоревший, а из заднего взрывом через люк выдуло всю начинку. Видимо, один хотел вытащить другого, но потом сгорел сам. У обоих сзади аккуратные маленькие дырочки, как раз как мои карманные часы «Кировец». Через них и вошла к ним смерть. Но как это было, я не знаю, так как танки стояли здесь еще до нас. Позади пушек по моему настоянию для всего расчета вырыты индивидуальные окопы. Однако солдаты явно предпочитают подкопы под танками, сделанные ими по собственной инициативе. Там они и спят".



Экипажи танков в бою 25 августа 1941 года не пострадали. Погиб только воентехник 2 ранга Егоров и был ранен водитель тягача.
     Следует также упомянуть о командире 1-роты танков КВ лейтенанте Швец.



Командир 1-й роты лейтенант Швец Борис Давыдович к августу 1941 года был уже опытным танкистом. В качестве механика-водителя танка Т-26 он участвовал в освобождении Западной Белоруссии и в боях в Карелии.
     Однако опыта в качестве танкового командира, видимо, ему не достовало, так как он только в июне 1941 года по окончанию ускоренного курса Ульяновского бронетанкового училища имени Ленина получил звание "лейтенант" и был назначен на должность командира танкового взвода 29-го ОРБ 29-й танковой дивизии ЗапОВО.
     Успел ли он вступить в должность неизвестно, но уже в августе 1941 года, видимо, после обучения на курсах при ЛКБТКУКС и в 22-м отдельном учебном танковом батальоне вместе со своей маршевой танковой ротой прибыл в 1-ю Краснознаменную танковую дивизию.
     О его гибели при бомбардировке Красногвардейска в сентябре 1941 года я уже рассказывал в одной из предыдущих записей.

Теперь о матчасти танков экранированных танков КВ-1, которые учтены на профильной странице сайта под №№ 42 и 43.
     Тут хотел бы обратить внимание на то, что танк с зав. № М-4913 имеет очень нехарактерную деталь для машины выпуска второй половины июля 1941 года - экранированный корпус. Люк в отделении управления был прикрыт бронепланкой, но защита погона башни у этого танка еще отсутствует.
     А вот у танка с зав. № М-4833 или М-4838 защита погона башни с бортов уже есть. Видимо, наварена при ремонте на ЛКЗ.

На этом пока всё. Исправления и дополнения приветствуются.

ЛКБТКУКС, 1 ТД, КВ-2, КВ-1, пропавший эшелон, Т-34, 22 ОУТБ, Красногвардейск

Previous post Next post
Up