На днях, видимо, получила продолжение одна давняя тема по танкам КВ 24-й танковой дивизии, которая началась уже почти 10 лет назад на форуме МВФ (
ссылка).
На Ebay продавали фото застрявшего экранированного танка КВ-1, которое купить, к сожалению, не удалось. Задник фотоснимка был подписан - Ein 54 Tonner bei Staonawitschina.
Вероятно, в подписи речь идет о деревни Стояновщина Лужского района Ленинградской области. Около этой деревни 12 августа 1941 года 24-я танковая дивизия от огня противника безвозвратно потеряла один танк КВ-1 и 12 танков БТ-5. Еще один танк КВ-1 застрял в ручье и был впоследствии подорван экипажем.
На вышеприведенном снимке мы видим подбитый и сгоревший в Стояновщине танк КВ-1 с зав. № М-4801. Его снимки неоднократно подписывались как Стояновщина. Кроме того, на его снимках видны танки БТ-5 из 2-й роты 3-го танкового батальона 49-го танкового полка 24-й ТД, которые также были потеряны в той атаке.
Собственно само фото.
И подпись. Фотоснимок явно из какого-то альбом. Может кто вспомнит подобные подписи?
Далее цитата из книги Ильи Хомякова «История 24 танковой дивизии РККА» (Санкт-Петербург: BODlib, 2006. - 232 с.), которая размещена на сайте
Солдат:
«3 танка КВ вышли на высоту у деревни Стояновщина, один из них получил повреждение пушки и своим ходом вышел из боя, остальные два танка продолжили дальнейшее движение, один из них застрял в болоте в 100 м северо-западнее Стояновщины, другой, пройдя Стояновщину, получил повреждение ходовой части и, не имея возможности продвигаться дальше, стал вести огонь с места».
Попытки эвакуировать застрявший танк КВ-1 в последующие дни неоднократно предпринимались, но не увенчались успехом, т.к. немцы пулеметным и артиллерийским огнем не подпускали к танку эвакуационные группы.
И далее снова цитата из книги Хомякова:
«Утром 19-го августа в расположение части вернулся красноармеец Десятов из экипажа танка КВ, который застрял 12-го августа в болоте северо-западнее Стояновщины. Он рассказал, что экипаж просидел в танке 6 дней, а когда закончились продукты из НЗ, решили танк покинуть, предварительно высыпали порох из гильз на дно танка, вложили в него несколько гранат и снарядов, провели марлевый фитиль и перед уходом зажгли. Танк загорелся, снаряды начали рваться, таким образом, танк был выведен из строя. По дороге к своим экипаж неоднократно попадал под пулеметный огонь противника и под воздействием огня разошелся. Лейтенант Макарчук и механик-водитель Пикин в часть не вернулись, местонахождение их неизвестно».
Фамилии Десятов, Макарчук и Пикин упомянуты в донесении начальнику АБТУ Северного фронта от 23 июля 1941 года об укомплектовании экипажами взвода КВ-1, направляемого в Действующую Армию, которое привел ув. Максим Коломиец в своей книге по танкам КВ-1 выпуска 2017 года:
«Первый танк: командир взвода лейтенант Макарчук И.Н. - окончил Харьковское танковое училище. КВ начал изучать с 1 июля, освоил его, имеет боевой опыт на КВ.
Механик-водитель Пикин М.Р. - КВ изучал на Кировском заводе, водил КВ 13 часов, Т-26 - 400 часов. Хороший водитель, имеет боевой опыт.
Командир орудия Дубовик И. В. - орудие изучал на Кировском заводе, знает хорошо, стрелял три раза, имеет боевой опыт.
Радист Десятов С. И. - учился 10 дней, настройку, вхождение в связь делать может, передать микрофоном умеет.
Заряжающий Остроух В.Д. - орудие знает хорошо, устранить неисправности может, боеприпасы знает, заряжать умеет, участвовал в бою».
Таким образом, фамилии всех членов экипажа, в общем известны.
Лейтенант
Макарчук Иван Николаевич 19 августа был ранен в обе ноги, но сумел все же выйти к своим. В его весьма информативном послевоенном наградном упомянут и 28-й танковый полк 14-й ТД и бои под Псковом.
А вот механику-водителю Пикину не повезло - «Дополнительно сообщаю, что мехводитель танка КВ Пикин М.Р. в ночь с 19 на 20 августа при возвращении в полк был убит гранатой, которую кинул в него красноармеец 483-го СП, боясь проникновения немцев». Это цитата из политдонесения, которое полностью приведено в книге Ильи Хомякова «Лужский рубеж».
На ОБД Мемориал нашелся Пикин Михаил Радионович, 1918 г.р., уроженец г. Суджа Курской области, который пропал без вести в декабре 1941 года (
ОБД Мемориал). Письменная связь прекратился 20 августа 1941 года. Такое вот совпадение.
Дальнейшую судьбу Десятова, Дубовика и Остроуха по документам, к сожалению, отследить не удалось.
Пока всё. Исправления и дополнения приветствуются.