Иварс Прусис
(окончание,
начало здесь)
4. Как должно было бы быть.
При констатации проблем в семье самоуправление и государственные учреждения должны делать всё возможное, чтобы помочь семье справиться с проблемами: консультировать семью, информировать её, оказывать организационную и материальную помощь. Учреждения по защите прав детей должны делать всё, чтобы помочь детям остаться в родных семьях, т.к. ребёнку лучше всего в родной семье, даже если в ней не всё в порядке.
В третьей статье Конвенции ООН о правах ребёнка сказано: «Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.». А в девятой статье сказано «Государства-участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка. Такое определение может оказаться необходимым в том или ином конкретном случае, например, когда родители жестоко обращаются с ребенком или не заботятся о нем или когда родители проживают раздельно и необходимо принять решение относительно места проживания ребенка.» (
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml).
Относительно упоминаемых в статье судов, которые, кроме прочего, должны были бы принимать решения об изъятии ребёнка из семьи в тех редких случаях, когда это действительно необходимо, эта статья конвенции вообще никогда не исполнялась, потому что, хотя в названии «сиротский суд» слово «суд» и присутствует, по сути это не суд, а обыкновенное учреждение. В соответствии с международной практикой вопросы, связанные с детьми, должны решать специальные суды, в которых у судьи имеется не только точно такое же образование и обязанности, как и у любого другого судьи, но и специальная психологически-педагогическая подготовка для работы с детьми.
В 21-й статье Конвенции о правах ребёнка чётко сказано, что государства-участники системы усыновления «признают, что усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным». Таким образом, детей можно изымать из семьи только в экстремальных случаях, и, если ребёнок всё же остался без семьи, следует сделать всё возможное, чтобы подыскать ему приёмную семью или обеспечить уход в самом государстве. И только если это невозможно, можно разрешить усыновление ребёнка за рубеж, убедившись, что у ребёнка в новой семье будут соответствующие условия, регулярно осуществляя контроль. В Латвии, разумеется, ничего подобного не делается. Торговцы детьми всего лишь формально исполняют букву закона (а часто не делают и этого) и продают детей за рубеж.
В связи с этим также стоит отметить, что упомянутое в 21-й статье Конвенции условие усыновления иностранцами «если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным» (ударение здесь на слове «какого-либо») фактически означает, что Латвии вообще нельзя ни одного ребёнка отдавать на усыновление иностранцами, так как, несмотря на трагическую финансовую ситуацию в стране, нам ещё достаточно далеко до того, чтобы быть не в состоянии обеспечить «какой-либо подходящий уход». Это дополнительное условие было вставлено в Конвенцию, подразумевая слаборазвитые африканские страны, которые и в самом деле не могут обеспечить какой-либо уход за ребёнком.
Согласно девятому принципу Декларации прав ребёнка: «Ребёнок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.» В реальности, к сожалению, дети являются объектом торговли, в том числе и в Латвии. И есть люди, которые открыто это говорят. Например, бывший директор государственного бюро по правам человека, ныне руководитель Красного креста в Латвии Олаф Бруверис не постыдился открыто заявить, что абсолютно не имеет значения сколько получено за услуги посредничества при усыновлении, хоть миллион.
В соответствии с 23 разделом 15-й статьи Закона о самоуправлениях одна из автономных функций самоуправления - «осуществление защиты прав детей на соответствующей административной территории». Для обеспечения этого в самоуправлении должно быть одно независимое учреждение - детский омбудсмен, который контролировал бы как структуры самоуправления и их работники выполняют все те функции самоуправления, от качества исполнения которых зависит благосостояние ребёнка. Самые важные из таких функций самоуправления следующие: (4.) заботиться об образовании населения; (6.) обеспечивать доступность здравоохранения, а также способствовать здоровому образу жизни населения и занятиям спортом; (7.) обеспечивать социальную помощь населению; (8.) заботиться о защите личных и имущественных прав и интересов ребёнка; (9.) оказывать помощь населению в решении жилищного вопроса; (10.) заботиться о снижении безработицы. В Латвии функции детского омбудсмена уже вообще не исполняются, что позволяет беспрепятственно процветать коррупции и торговле детьми.
Латвия занимает стабильное первое место по торговле детьми среди балтийских государств. Если в Эстонии и Литве политики и общественность были не согласны разрешить широкое и неконтролируемое усыновление иностранцами, то в Латвии это мало кого волновало. В Латвии очень многие не понимают, что усыновление ребёнка иностранцами - высшая степень безответственности, и что приятие этого - один из показателей вырождения общества. И то, что в Латвии торговля детьми происходит в больших масштабах, поддерживается на самом высоком уровне и во имя получения доходов совершаются самые различные преступления - это другой показатель степени вырождения общества.
Зная всё вышеизложенное становится ясно, что любые ханжеские речи о необходимости улучшения демографической ситуации, уменьшения отъезда людей из Латвии или их возвращении, о необходимости быть патриотом и т.д. без активного и жёсткого решения вопросов защиты прав детей и борьбы не на жизнь, а на смерть с выродками, занимающимися торговлей детьми, являются в лучшем случае пустой болтовнёй, и большинство людей это чувствуют, реагирую на это действиями (уезжая из страны) или апатичной бездеятельностью, которая очень быстро уменьшает эффективность любой деятельности.
5. Законы.
Законы, которые регулируют права и обязанности детей, родителей и педагогов: Конвенция о правах ребёнка; Закон о защите прав ребёнка (Bērnu tiesību aizsardzības likums
http://www.likumi.lv/doc.php?id=49096 ); Закон об общем образовании (Vispārējās izglītības likums
http://www.likumi.lv/doc.php?id=20243 ); Закон об образовании (Izglītības likums
http://www.likumi.lv/doc.php?id=50759 ); Гражданский кодекс (Civillikums
http://www.likumi.lv/doc.php?id=225418 ); Закон о предоставлении убежища (Patvēruma likums
http://www.likumi.lv/doc.php?id=194029 ); Конституция Латвии (Satversme
http://www.likumi.lv/doc.php?id=57980 ); Всеобщая декларация прав человека.
В соответствии со статьёй 13 Закона о сиротских судах (Bāriņtiesu likums
http://www.likumi.lv/doc.php?id=139369) законодательное собрание самоуправления имеет право отстранять от должности членов сиротских судов: «Если председатель сиротского суда, его заместитель или член сиротского суда действует противоправно или небрежно, законодательное собрание соответствующего самоуправления может отстранить его от должности».
23-я статья Закона о сиротских судах даёт большие полномочия в вопросе досудебного отъёма родительских прав, и торговцы детьми широко это используют. «Если в процессе проверки условий жизни ребёнка или каким-либо другим путём констатировано, что ребёнок находится в угрожающих его жизни или здоровью условиях, а также тогда, когда дальнейшее нахождение ребёнка в семье может угрожать его полноценному развитию, председатель сиротского суда, его заместитель или член суда единолично принимают решение о 1) лишении родителей прав опеки».
В свою очередь, права опеки и родительские права и право опеки отнимаются и восстанавливаются в соответствии с 22-й статьёй Закона о сиротском суде: «(1) Сиротский суд принимает решение о лишении родительских прав какого-либо из родителей, если 1) имеются фактические препятствия, не позволяющие заботиться о ребёнке; 2) ребёнок по вине родителей находится в условиях, угрожающих его жизни или здоровью; 3) родитель злонамеренно использует свои права или не обеспечивает уход за ребёнком и присмотр за ним; 5) констатировано насилие родителя по отношению к ребёнку или есть обоснованные подозрения в этом».
6. Что делать?
Самая большая проблема людей - их незнание и доверие к социальным службам и их работникам, поскольку люди думают, что кто-то собирается им в самом деле помочь. Возможно, в Латвии ещё осталось какое-то место, где это и в самом деле так, но, к сожалению, приходится констатировать, что если что-то подобное ещё и встречается, то крайне редко. Чаще всего эти службы всего лишь нейтрально-равнодушны, а почувствовав свою выгоду они становятся хищными волками, самым бесстыдным образом используя своё служебное положение и бессилие людей, чтобы навредить семье и отнять детей. Все эти службы находятся под политической властью правящих партий.
Также люди не знают и не понимают общую коньюктуру в этой области, то есть то, что сиротские суды и социальные работники связаны с местной властью, прокуратурой, полицией, что у них есть централизованная поддержка госинспеции по защите прав детей, каковая как корректирует работу сиротских судов, так и осуществляет надзор за ними и осуществляет защиту прав детей (что само по себе уже абсурд). Также люди не знают, что у сиротских судов есть связи в обычных судах (нынешний председатель административного суда Илзе Фреймане раньше работала председателем рижского сиротского суда), что в случае необходимости будут назначены нужные судьи и что у всего этого есть поддержка политиков самого высокого уровня. Более того, поскольку главные покупатели детей - зажиточные западные круги, то торговцы детьми поддерживаются также отдельными иностранными должностными лицами и структурами (посольства США и других стран, но не только они). Короче говоря, следует осознавать, что мы имеем дело с достаточно сильной и хорошо организованной, но не всесильной мафией.
Таким образом, в первую очередь для профилактики стоит беречься от попадания в поле зрения этих структур, надо предостерегать детей от контактов с малознакомыми людьми, высказывающими чрезмерный интерес к ребёнку и его семье и не публиковать личную информацию о семье.
Если несчастье всё же случилось и приходится идти в сиротский суд, то надо очень внимательно читать все документы, надо письменно потребовать копии всех документов, сразу оспаривать всё, что неправильно задокументировано, требовать ответов в письменной форме, по возможности использовать диктофоны и камеры.
Если началась открытая конфронтация, надо использовать все формальные возможности, по каждому эпизоду надо писать заявления во все возможные инстанции: главе самоуправления, в полицию, в прокуратуру, в бюро по борьбе с коррупцией, в суд, генеральному прокурору, правозащитникам, в зарубежные учреждения и т.д. Всё происходящее следует аккуратно документировать, записывать хронологическое развитие событий, допущенные нарушения, лиц, которые эти нарушения совершили и т.д. Главное, чтобы остались письменные свидетельства произошедшего, также следует требовать письменных свидетельств от чиновников и учреждений даже если известно или есть обоснованные подозрения, что они действовали против семьи, поскольку при даче письменных ответов эти персонажи ограничивают свои дальнейшие действия рамками официальных формуляров (они лишаются возможности свободно импровизировать в зависимости от обстоятельств) и, ошибаясь, они сами дают против себя письменные показания, о которых следует информировать максимально широкую общественность.
Надо стараться подключать прессу. Если это не удаётся, выкладывайте материалы в интернет. Можно делать листовки и распространять их. Короче говоря, надо стараться достичь максимальной огласки, поскольку это единственное, что может хоть как-то остановить этих выродков. Поскольку узнав, чем именно они занимаются, нормальные люди от них отвернутся. Также это обострит борьбу между бандитскими группировками (те лица и группы, о которых знают, становятся уязвимыми, и это могут использовать их конкуренты) и даст ценную информацию будущим потенциальным жертвам.
Наконец, если ничто не помогло и ребёнка всё же отняли и продали, остаётся последнее средство - обычное возмездие. Возможно, в Латвии именно потому так много разнообразных выродков, что недостаточно сильно работает принцип кровной мести. Люди, занимающиеся и поддерживающие торговлю детьми, морально умерли и, по сути, заслуживают высшей меры наказания.
Ссылки:
http://ego.uapa.ru/issue/2010/03/15/ ;
http://infoagentura.wordpress.com/2012/10/11/par-bernu-tiesibu-aizsardzibu/ ;
http://infoagentura.wordpress.com/2012/08/28/par-bernu-adopciju/ ;
http://www.bernutiesibas.lv ;
http://bernuproblemas.com/?page_id=13 ;
http://www.aprinkis.lv/tema/229-kam-pieder-berns-gimenei-vai-draudzei ;
http://www.bernutiesibas.lv/?gr_id=13&id=172 ;
http://www.aprinkis.lv/sabiedriba/dzive-un-ticiba/item/6313-alina-ekspertize-lika-teikt-ka-vecaki-sit ;
http://www.sb.by/post/36956/ ;
http://www.diena.lv/arhivs/parmet-bernu-izmantosanu-kara-11052550 ;
http://www.delfi.lv/news/national/politics/pedofilijas-skandals-sit-augstu-vilni-saeima.d?id=33774 ;
http://www.delfi.lv/news/national/politics/bernu-tiesibu-aizsardzibas-inspekcija-neatbalsta-glabejsilisu-aizliegsanu.d?id=42866852 ;
http://www.diena.lv/arhivs/adamsons-nosauc-tris-uzvardus-satricina-saeimu-10627380 http://www.likumi.lv Автор: Иварс Прусис
Источник:
http://infoagentura.wordpress.com/2012/12/05/par-bernu-tirdzniecibu/ Перевод с латышского: Alnis Zaķis