Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Вероубеждение Имама аз-Зубайри аш-Шафи'и (ум. 317 г.)
Коротко об авторе
Он - Абу ‘Абдуллах аз-Зубайр ибн Ахмад ибн Сулейман ибн ‘Абдуллах ибн ‘Асым ибн аль-Мунзир ибн аз-Зубайр аль-‘Аууам аз-Зубайри аль-Асади аль-Басри.
Родился и вырос в городе Басре, затем переселился в Багдад и требовал там знания. Точная дата его рождения неизвестна. Умер аз-Зубайри в 317 году, как об этом сказали аз-Захаби, ас-Субки и ас-Сахауи.
Являлся сподвижников величайших имамов нашей Уммы, среди которых Ибн Аби Хатим, Ибн Джарир ат-Табари, ан-Наса’и, Абу Хасан аль-Аш’ари и другие великие имамы.
Его учителя:
С целью приобрести знания, Абу ‘Абдуллах посетил множество городов Ирака, где слышал и учился у большого количества имамов своего времени, среди которых следующие:
- Мухаммад ибн Синан аль-Казаз
- Давуд ибн Сулейман
- Раух ибн Курра (у него он учился Кира’ату)
- Ибрахим ибн аль-Уалид аль-Джащащь
- Абу Давуд ас-Сиджистани
- Мухаммад ибн Яхъя аль-Кат’и (имам чтения Корана)
- Абу аль-‘Аббас ас-Сурайдж (обучал его Фикху)
Его ученики:
- Сулейман ибн Ахмад ат-Табарани
- ‘Умар ибн Шибран ас-Суккари
- ‘Али ибн Харун ас-Симсар
- Мухаммад ибн ‘Абдуллах ибн Бухит ад-Даккак
- Абу Бакр ан-Наккаш
- Абу аль-‘Аббас Мухаммад ибн ‘Али аль-Караджи ан-Нейсабури (тот кто слышал от него его известный «мухтасар»)
Слова ученых о нем:
Ибн Халикан сказал: «Шафиитский факих, известный как аз-Зубайри аль-Басри. Он был Имамом и ‘Алимом Басры в свое время. Хафиз своего мазхаба, с Адабом».
Ибн Теймия сказал о нем: «Абу ‘Абдуллах один из известных имамов, из ранних последователей Имама аш-Шафи’и».
Имам аз-Захаби сказал: «’Алим, Шейх шафиитов... достоверный».
Имам аль-Ансауи, автор «Табакат аш-Шафи’ия», сказал: «Он был Хафизом своего мазхаба, знающим…».
Сказал Ибн Кади Шухба: «Один из шафиитских имамов».
Сказал аль-Хатыб аль-Багдади о нем: «Он был одним из факихов мазхаба аш-Шафи’и… и он был заслуживающим доверия».
Имам аль-Мауарди, автор книги «Ахкам аль-Султания», сказал о нем: «Абу ‘Абдуллах аз-Забайри, он был шейхом наших соратников, в своей время».
Имам ат-Табарани сказал о нем: «аль-Факиху ад-Дарир».
Его вероубеждение ('акыда)
Имам Абу 'Абдуллах аз-Зубайри также написал известную книгу «Шарх аль-Иман уаль-Ислам уа Тасмият аль-Фирак уа Радд ‘алейхим». И книга это является доказательством того, что он, как и другие ранние шафииты, последовал за дорогой праведных предшественников (саляфов) в Атрибутах Аллаха, и не пошел путем философов, отказавшихся понимать аяты благородного Корана, так как это желают Аллах и Его Пророк, мир ему и благословение. С помощью Аллах, приведем эти высказывания в этой главе.
Сказал аз-Зубайри о своей книге: «Это - религия, это - Ислам, а тот, кто отрицает хоть что-либо из того, что мы упомянули [в ней] и не верит в это, тот является неверующим (кафиром) в Аллаха…». (См. «Шарх аль-Иман уаль-Ислам», стр. 148)
1. Имена и Атрибуты Аллаха
- стр. 101: «И Аллах, ‘Азза уа Джаль, [сказал] о Довольстве и Гневе: “Аллах доволен верующими”, и Он сказал о неверующих: “Аллах гневается и проклинает их”. Пророк, саля-Лхалу ‘алейхи уа салям, сказал: “Аллах будет смеяться четверым...”».
- стр. 91: «Опровержение тех, кто отрицает Трон, Престол, и что Аллах, ‘Азза уа Джаль, над Троном и [также] упоминание [Его] Стопы».
- стр. 101: «Сказали толкователи (муфассиры) - Он над Троном, а Его Знание в каждом месте. Его слова Мусе и Харуну, мир им, являются истиной: “Я с вами, Слышащий, Видящий” - слышит и видит, и Он над Троном».
- стр. 93: «Опровержение тех, кто отрицает Лик Аллаха и [то] что Аллах создал Адама по Cвоему образу».
- стр. 99: «Опровержение тем, кто отрицает Руку. Аллах, Субхануху уа Та’аля, сказал проклятому Иблису, упоминая Руку: “О Иблис! Что помешало тебе поклониться тому, кого я Сотворил своими обеими руками”, т.е. Адама, мир ему. И если это было бы так, как говорят Джахмиты: “Рука это мощь ”, то “Рука” была бы в единственном числе. И в арабском языке не существует предложения “بيديه”, кроме как со смыслом - “Две Руки”».
- стр. 100: «И сказал (Пророк), мир ему и благословение, упоминая [Его] Пальцы».
- стр. 128: «И Аллах, ‘Азза уа Джаль, напрямую говорил с Мусой, мир ему, и Он, ‘Азза уа Джаль, ниспослал Таурат ему из Своих Рук, и Аллах, ‘Азза уа Джаль, написал Книгу своей Рукой».
- там же: «Опровержение тем, кто отрицает что Аллах, ‘Азза уа Джаль, нисходит каждую ночь на ближайшее небо»
2. Предопределение
- стр. 198: «Предопределение (аль-Кадар), хорошее и плохое, явное и скрытое, сладкое и горькое, любимое и ненавистное, большое и маленькое, первое и последнее, все это от Аллаха, ‘Азза уа Джаль».
3. Иман
- стр. 198: «аль-Иман (Вера) - это слова, дела и убеждения, она увеличивается и уменьшается».
- стр. 34-35: «И сказала группа, обладающая слабые доводы и аргументами, лишенная понимания: “Иман - это слова без действий, она не увеличивается и не уменьшается…”. Мы нашли Книгу [Аллаха] и Сунну [Пророка], доказательством против этого мнения».
4. Водоем
- стр. 75: «Раздел: Опровержения джахмитов, му’тазилитов и всех кто отрицает водоем».
5. Могильные мучения
- стр. 77: «Опровержение тех, кто отрицает могильные мучения».
- стр. 81: «Опровержение на отрциающих Мункара и Накира».
6. Заступничество Пророка, мир ему и благословение Аллаха (аш-Шафа’а)
- стр. 87: «Опровержение отрицающих заступничество [Пророка]».
- стр. 90: «Сказал Аллах: “…”, и сказали комментаторы: это заступничество».
7. Перо
- стр. 86: «Опровержение тех, кто отрицает Перо…».
8. Даджаль
- стр. 200: «И нет никакого сомнения относительно выхода Джаджаля, и он является лжецом из лжецов».
9. Рай и Ад
- стр. 121: «Джахм (ибн Сафуан) и группа из числа му’тазилитов утверждала, что Рай и Огонь (Ад) не созданы, но Аллах, ‘Азза уа Джаль, опроверг их».
- стр. 123: «Ибн ‘Аббас, да смилуется над ним Аллах, сказал: “Аллах, ‘Азза уа Джаль, сотворил Рай, Рукой Своей”».
10. Видение Аллаха в следующей жизни
- «Сказал Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: “Вы увидите вашего Господа, ‘Азза уа Джаль, подобно тому, как вы видите луну…”».
11. Положение Сунны в вопросах вероубеждения (‘акыды)
Стр. 203: «И следую за “асарами” (передачами), и держись за Сунну, и следую за праведниками (“ас-Салихин”)».
12. Сподвижники
- стр. 149: «Достоинства сподвижников Пророка, мир ему и благословение Аллаха».
- стр. 150: «Тот, кто разгневан на сподвижников Пророка, мир ему и благословение (относиться к ним со злобой и ненавистью), является кафиром. И ничто не сделает человека кафиром, кроме слов о том, что Коран создан и ругань сподвижников Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует».
13. Подчинение правителям
- стр. 200: «Повиновение тому, кого Аллах сделал правителем. Мы подчиняемся ему… Мы не выходим с мечами против власти. Мы слушаемся и подчиняемся, даже если им (правителем) будет Аббасидский раб. И это является приказом Аллаха, ‘Азза уа Джаль, и Посланника Аллаха, да пребудет над ним мир».
14. Приверженцы нововведений
- стр. 40: «Основателями нововведений являются следующие четыре [группы]: хауариджи, рафидиты, кадариты и мурджииты».
- стр. 45-47: «Их названия: ар-рафида, хауариджия, аль-му’тазиля, аль-кадария, аль-джахмия, аль-уакифа, аль-ляфзия, аль-мурджия, аз-зайдия, ас-сахабийя, аль-хашбийя, аш-ши’а, аль-мансурия, аль-мугъирийя, аль-баянийя, аль-бакрийя, аль-къиратийя и аш-шу’айбия».
- стр. 148: «И все это является опровержением на джахмитов, му’тазилитов, рафидитов и прочих нововведенцев, тех кто воспротивился Аллаху и Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и они не верят во что-либо из того, что мы упомянули… Это - религия, это - Ислам, а тот, кто отрицает хоть что-либо из того, что мы упомянули и не верит в нее, тот является неверующим (кафиром) в Аллаха… он должен раскаяться. Если он принесет покаяние, то будет прекрасно, а если же нет, то отрубается его голова и распределяется его имущество среди мусульман».
И на этом мы завершим наш короткий труд. Просим Аллаха сделать его напоминанием для приверженцев Сунны и наставлением для приверженцев нововведений! Амин.
Хвала Аллаху, Господу миров!
Скачать