Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Ас-Суюты о таухиде и ширке
Полезные слова известного шафиитского факиха и мухаддиса Джалалу-дина ас-Суюты о поклонении одному Аллаху, из которых можно сделать выводы о его непричастности к современным суфиям, дозволившим истигъасу к кому-либо, помимо Аллаха.
У ас-Суюты есть книга, под названием «аль-Амр биль-Иттиба’ уа Нахью ‘аниль-Ибтида’» («Приказ следования за Сунной и запрет [вводить] нововведения»). Отрывки из этой книги и приведем в гашей краткой статье инша-Аллах...
Говорит ас-Суюты в главе «Возвеличивание мест, которые не достойны возвеличивания»:
وقد كان الكفار يدعون, فيستجاب لهم فيسقون وينصرون يعافون مع دعائهم عند أوثام وتوسلهم ا. وقد قال تعالى: كلا نمد هؤلاء وهؤلاء من عطاء ربك وما كان عطاء ربك محظورا
«Неверующие делали дуа, и Аллах отвечал им, и поил их, помогал им и исцелял их, несмотря на то, что они взывали около своих идолов и делали тавассуль через них. Сказал Аллах: “Каждого из тех и других Мы наделяем дарами твоего Господа, и дары Его не являются запрещенными” (17:20)».
(См. «аль-Амр биль-Иттиба’ уа Нахью ‘аниль-Ибтида’», стр. 124, изд. «Ибн аль-Кайим», 1990 г.)
Чуть дальше он пишет:
وهو إلى التحريم أقرب. والصحابة رضي الله عنهم - وقد أجدبوا مرات - ودهمتهم نوائب بعد موته (, فهلا جاءوا فاستسقوا واستغاثوا عند قبر النبي (وهو أكرم الخلق على الله عز وجل, بل خرج فيهم سيدنا عمر بن الخطاب رضي الله عنه بالعباس عم النبي (إلى المصلى فاستسقى به, ولم يستسقوا عند قبر النبي فاقتد أيها المسلم إن كنت عبد الله بسلفك الصالح, وتحقق التوحيد الخالص; فلا تعبد إلا الله, ولا تشرك بربك أحدا, كما أمر الله تعالى بقوله (فإياي فاعبدون) وقال تعالى (فمن كان يرجو لقاء ربه فليعمل عملا صالحا ولا يشرك بعبادة ربه أحدا). فلا تعبد إلا إياه ولا تدع إلا هو, ولا تستعن إلا به, فإنه لا مانع ولا معطي ولا مضار ولا نافع إلا هو سبحانه وتعالى, لا إله إلا هو عليه توكلت وإليه أنيب
«О мусульманин, если ты являешься рабом Аллаха, следуй за праведными предшественниками и будь убежден в чистом Единобожии. Так не поклоняйся никому, кроме Аллаха, и не придавай в качестве сотоварища своему Господу никого. Как повелел Всевышний Аллах: “Так поклоняйтесь же Мне!”, и сказал Всевышний: “Тот, кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные деяния и никому не поклоняется наряду со своим Господом”. Так не поклоняйся же никому, кроме Него и не взывай ни к кому, кроме Него и не проси о помощи ни у кого, кроме Него. Ведь поистине только Он Удерживающий, Дающий, Наносящий вред, и Приносящий пользу, Свят Он и Велик! Нет достойного поклонения, кроме него, на Него я уповаю и Ему я приношу покаяние».
(См. «аль-Амр биль-Иттиба’ уа Нахью ‘аниль-Ибтида’», стр. 139)
Также ас-Суюты пишет:
«И знай, что некоторые Факихи считали, что запрещение молитвы на кладбищах заключалось лишь в том, что в них находится “наджаса” (плоть мёртвых людей смешанная с землёй), а молитва запрещена на загрязнённой земле, будь то на кладбище или нет. Но это не единственное, почему есть запрет молитвы на кладбищах. Величайшая причина запрета на молитву (намаз) на кладбищах - это боязнь того, что это станет источником и начальной причиной, взятия могилы, идолом. Как пришло от Имама аш-Шафи’и, да смилуется над ним Аллах, он сказал:
“И я порицаю, возвеличивание любого творения, и чтоб это ещё доводило до того, что начинают делать из могилы его, место поклонения. И это, потому что я боюсь “фитны”, которая может постичь людей”. (См. «аль-Умм» Имама аш-Шафи’и (1/246). Привели ее также Абу Исхак аш-Ширази в «аль-Мухазаб» (140/1/139), Имам ан-Науауи в «Раудат ат-Талибин уа ‘Умдатуль-Муфтийин» (1/652) и в «аль-Маджму’ Шарх аль-Мухаззаб» (5/266) и (8/257) )
Ведь сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, выразив причину своего порицания: “О Аллах, не делай могилу мою идолом, которому поклоняются”. (Передал Имам Малик в «аль-Муватта», 1/172. Хадис хороший)
И сказал Он, да благословит его Аллах и приветствует, также: “Поистине те, кто были до вас, брали могилы, местами поклонения, не берите могилы местами поклонения!”. (Передал Имам Муслим)
И оповестил нас Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), что когда умирал праведный человек у неверных (тех, кто был до нас), они строили на его могиле мечеть, и рисовали его изображение. И сказал Посланник Аллаха, что они наихудшие из творений перед Аллахом в Судный день. Приводит это Имам аль-Бухари.
И обобщил Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), идолы и могилы в одно».
(стр. 136-137, изд. «Дар ибн ‘Аффан», Каир 2001 г.)
И на этом мы завершаем этот наш короткий труд. Да примет Всевышний Аллах ее от нас и сделает искренними наши намерения! Амин.
Хвала Аллаху, Господу миров!