Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Абу аль-Касим аль-Асбахани и его ‘акыда
Биография имама
Его имя:
Он - Абу аль-Касим, Исма’ил ибн Мухаммад ибн аль-Фадль аль-Курейши ат-Тейми ат-Тальхи аль-Асбахани (аль-Асфахани).
Его фамилия «ат-Тальхи» связано с сахабом по имени Тальха ибн ‘Убейдуллах, да будет доволен им Аллах, потомком которого он являлся. (См. «аль-Ансаб», 4/40)
Абу Муса аль-Мадини сказал об аль-Асбахани: «И его мать из потомков Тальхи ибн ‘Убайдуллаха ат-Тейми, одного из десяти обрадованных Раем, да будет доволен ими Аллах». (См. «Тарих аль-Ислам», 36/369, «Тазкират аль-Хуффаз», 4/51)
Имам аль-Асбахани был на столько твердым на достоверной Сунне, что получил «Кауам ас-Сунна», что означает «Блюститель Сунны». Также его называли «аль-Джузий», что означает «Птичка», но передается что он не любил это прозвище.
Его рождение:
Исма’ил аль-Асбахани родился 9-ого числа месяца Шаууаль, в 457 году по Хиджре. (См. «Табакат аль-Фукаха аш-Шафи’ия», 2/591)
Его мазхаб в Фикхе:
Сказал Ибн Касир: «Имам, Хафиз, величайший ученый - Абу аль-Касим ат-Тамими ат-Тальхи аль-Асбахани аль-Джузи, известный как “Кауам ас-Сунна”, один изИмамов шафиитского мазхаба, и один из величайших ученых Хадиса и его критики». (См. «Табакат аль-Фукаха аш-Шафи’ия», 2/591)
Его учителя:
В Асбахане:
- ‘Айша бинт аль-Хасан аль-Уаркания, у которой он учился, когда ему было 4 года.
- Абу ‘Амр ‘Абдуль-Уаххаб ибн Манда
- Абу Мансур ибн Щукрауайх
В Багдаде:
- Абу Наср Мухаммад аз-Зайнаби
- Абу аль-Хасан аль-‘Асыми
В Нейсабуре:
- Абу Наср ас-Саррадж
- Ахмад ибн ‘Али аш-Шейрази
В Казвине (Каспий):
- Абу Мансур аль-Мукауими, с которым он читал сборник «Сунан Ибн Маджа» в 481 г.
- Мухаммад ибн Ибрахим аль-Курджи
- и многие другие ученые из различных земель (См. «ас-Сияр», 20/81, «аль-Ансаб», 2/120)
И один из его учителей - Мухаммад ибн ‘Умар ат-Тахрани, его первый учитель, у которого он обучался в возрасте 10 лет. (См. «ас-Сияр», 20/81)
Его ученики:
- Его внук Яхъя ибн Махмуд ас-Сакафи
- Абу Муса аль-Мадни, который обучался у него шафиитскому Фикху и науки Хадиса
- Абу Са’ад ас-Сам’ани
- Абу Тохир ас-Силяфи
- Абу аль-‘Аля аль-Хамазани
- Абу аль-Касим Ибн ‘Асакир
- и многие другие (См. «Тарих аль-Ислам», 36/368, «ат-Такйид», 1/252, «ас-Сияр», 20/81)
Слова ученых о нем:
Абу Са’ад ас-Сам’ани сказал о нем: «Он был имамом науки Тафсира, Хадиса, арабского языка и литературы. Он был Хафизом… Бесценным, искусным и образованным в области Хадис и его иснадов. Он преподавал в мечети Асбахане на 3 тысячах собраниях, и посещали их группа шейхов и учеников, которые записывали (его слова). И во времена когда я находился там, и не пропустил я ни одного его диктанта, и раз в неделю он даже диктовал лично для меня у себя дома… Я записывал от него, и извлекал пользы от него. И он из учителей моего отца. Да смилуется над ним Аллах». (См. «аль-Ансаб», 2/120)
Также сказал ас-Сам’ани: «Сказал мой отец: Я не видел никого в Ираке, знающего и понимающего Хадис [лучше] чем: Исма’ил аль-Джузи в Асбахане и аль-Му’таман ибн Ахмад в Багдаде». (См. «Такйид», 1/252)
Абу Муса аль-Мадини сказал в своей книге «аль-Му’джам»: «Абу аль-Касим - Хафиз, Имам имамов своего времени, ученый ученых своего века, ключевой человек Ахлю ас-Сунны своего времени. Множество шейхов рассказало нам о нем, во время его жизни, когда он находился в Мекке, Багдаде и Асбахане… Я не видел никого, кто бы критиковал его слова и поступки… Его дом был оставлен для людей Знания, несмотря на то, что у него был недостаток в деньгах; и если бы кто-нибудь дал бы ему пол мира, он не почувствовал бы преимущество своего статуса (над другими)». (См. «Тарих аль-Ислам», 36/368-371)
Также сказал Абу Муса: «Он делал несколько “хатмов” (собраний полного чтения Корана) с “кира’атом” группе людей. Что касается науки Тафсира, смысла и синтаксиса [Корана], он написал книгу об этом на арабском и персидском языке. А в Фикхе, его фетвы были известны на всю страну, и не один (ученый) не отверг ни одну из его фетв». (См. «Тазкират аль-Хуффаз», 4/51, «Табакат Фукаха аш-Шафи’я», 2/592)
Сказал о нем Мухаммад ибн Аби Наср аль-Ляфтувани: «Наш Шейх, Хафиз, Имам пятого века - Исма’ил, он жил в Асбахане более чем 30 лет… Он обучал людей искусствам наук… У него было пророческое имя и “кунья”, и он был родом из Курайша, от учеников Тальхи ибн ‘Убейдуллаха. Он был моим учителем, от которого я брал знания, вместе с которым я вырос, и [я] сделал первые шаги из его гнезда… Он относился ко мне как к сыну. Будет правдой, если я скажу о нем, что он был Шайбани своего времени. Да воздаст ему Аллах наилучшим. И да смилуется Аллах над нами и им». (См. «ат-Таухид фи Ахбар Казуин», 2/302-303, ар-Рафи’и)
Хафиз Абу Закария Яхъя ибн Мандах сказал: «Исма’ил ибн Мухаммад аль-Хафиз, Абу аль-Касим, имел хорошую ‘акыду, был на прекрасной вере, разговаривал мало, и не было в его время никого подобного ему». (См. «Тарих аль-Ислам», 36/369, «Тазкират аль-Хуффаз», 4/51)
Ад-Даккак сказал о нем: «Он не имел равных, и не было в его время никого подобного ему, и он был примерным в праведности».
Сказал Абу Тохир: «Он был достойным похвалы из-за его знания арабского языка и передатчиков Хадиса».
Абу ‘Амир аль-‘Абдари сказал о нем: «Я никогда не видел никого подобного Исма’илу, я общася с ним и обнаружил что он был Хафизом».
Абу аль-Хусейн ат-Тайюри сказал: «Не приходил к нам из Хурасан никто подобный Исма’ил ибн Мухаммад». (См. «Тазкират аль-Хуффаз», 4/52)
Сказал Абу Мас’уд ‘Абдур-Рахим: «Мы отправлялись в разные места с Абу аль-Касим, и когда мы просыпались ночью, видели его молящимся».
Его книги:
На тему науки Тафсира:
- «аль-Джами’», состоящая из 30 томов
- «аль-Идна фи ат-Тафсир», в 4 томах
- «аль-Муввазих фи ат-Тафсир», в 3 томах
- «аль-Му’тамат фи ат-Тафсир», состоящая из 10 томов
На другие темы:
- «И’раб аль-Кур’ан» (См. «Тарих аль-Ислам», 36/371)
-
«аль-Худжа фи баян аль-Махаджа шарх ‘акыда Ахлю ас-Сунна», объяснение ‘акыды Ахлю ас-Сунна уаль-Джама’а. Цитаты из этой книги и будут приведены ниже, в объяснении его вероубеждения. (См. «Кащиф аз-Зунун» Хаджи Халифы, 1/631, «аль-А’лям» аз-Заракали, 1/323, «Тарих Ирбиль» в биографии аль-Хусейна ибн Халькана; Также из этой книги цитирует Ибн Хаджар в своей книге «Фатх аль-Бари», в начале главы о Единобожии, говоря: «Абу аль-Касим ат-Тейми сказал в своей книге “аль-Худжа…”»)
- «ат-Таргъиб уа ат-Тархиб»
- «Китаб ас-Сунна
- «Сират ас-Саляф» (огромная книга)
- «Даля’иль ан-Набауия»
- «аль-Магъази»
- «Шарх Сахих аль-Бухари» и «Шарх Сахих Муслим», они были написаны его сыном, однако его сын скончался не успев завершить их, после чего их завершил Абу аль-Касим.
- и другие (См. «ар-Рисаля аль-Мустатрафа», стр. 57, «ас-Сияр», 20/84, «Тарих аль-Ислам», 36/372, «Табакат», 2/592)
Его смерть:
Абу аль-Касим аль-Асбахани покинул этот мир в ночь на третий день “ташрика”, после праздника ‘Ид аль-Адха, в 535 году в Асбахани. (См. «аль-Ансаб», 2/120-121)
И совершили по нему заупокойную молитву под руководством его брата Абу аль-Марзи, в которой принимало участие огромное количество мусульман, подобно которой еще не видели люди. (См. «Тарих аль-Ислам», 36/369)
Его племянник Абу Джа’фар Мухаммад ибн аль-Хасан сказал: «Омывавший тело моего дяди Ахмад аль-Асуари, который был заслуживающим доверия, рассказал, что когда он хотел сдвинуть его одежду со “скрываемых мест” чтобы омыть их, Исма’ил схватил [одежду] и прикрыл им свои “скрываемые места”. И сказал он: “Это была жизнь после смерти?!”». (См. «Тарих аль-Ислам», 36/369, «Тазкират аль-Хуффаз», 4/51-52)
Да смилуется над ним Всемилостивый Аллах и защитит посредством его книг умы мусульман от зла приверженцев Калама! Амин.
Его семья:
1. Его отец Абу Джа’фар. Он был праведным, богобоязненным, целомудренным и благочестивым человеком, как об этом отмечали учены.
Сказал о нем Абу Закария ибн Манда: «Мы не видели в свое время никого, кто был бы подобен ему врелигии». (См. «Тарих аль-Ислам», 36/369)
2. Его сын Абу ‘Абдуллах Мухаммад. Родился примерно в 500 году по Хиджре. Когда он вырос он стал искусным и выдающимся Имамом арабского языка и его наук, и не было в его время тех, кто бы преуспел его в риторике, четкости и понимании. И сообщается что отец предпочел его себе, в науках языка и произношения. И несмотря на его молодой возраст, он успел написать большое количество работ.
Он умер в Хамазане в молодом возрасте, в 526 году, примерно на 26 годах жизни. (См. «Тарих аль-Ислам», 36/372, «Тазкират аль-Хуффаз», 4/52)
Да помилует их всех Всевышний Аллах и воздаст им наилучшим! Амин.
2. Его вероубеждение (‘акыда)
В данном разделе также будут использованы материалы сайтов
«Единобожие» и
«СуннаОнлайн».
И в этом разделе, как уже упоминалось ранее, будут использоваться цитаты из его книги, под названием
«аль-Худжа фи баян аль-Махаджа».
Абу аль-Касим Исма’ил аль-Асбахани сказал: «Мнение Салафов, да смилуется над ними Аллах, о Качествах и Атрибутах Аллаха, пришедших в Коране и достоверных передачах от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, - это подтверждение и прохождение их на внешнем смысле, отрицая от этого форму-образ.Некоторые люди, отрицали их, объявив несостоятельным то, что утвердил Аллах в отношении Себя. Другие, подтверждая их, зашли слишком далеко, углубляясь в (исследовании) формы-образа.
Однако правильным является держаться середине меж этими двумя методами. И это, потому что исследование в Качествах и Атрибутах Аллаха является частью исследования в Его Сущности. Подтверждение же Сущности, является утверждением Её существования и не утверждением для Нее формы-образа. Таким же образом утверждение Качеств и Атрибутов, мы утверждаем их потому что Коран и Сунна пришли с ними. Таковой была методология Салафов в этом вопросе». (1/174)
Также сказал: «Шейх Али ибн Умар аль-Харби аш-Шафи’и (ум. 422 г.) писал в своей книге “Сунна”: “Аллах Всевышний Снисходит каждую ночь на ближайшее небо. Так сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и здесь не следует задаваться вопросам “как?”… Кто скажет, что не снисходит, а низводит, тот ввел новшество. Кто скажет, низводит свет, тот тоже ввел новшество и высказал возражение в сторону Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Наше убеждение, это то, что Аллах обладает Троном и Он на Троне …”». (1/248)
Далее он сказал: «…таким же образом утверждение Его Качеств и Атрибутов, это утверждение их существования, а не утверждение их формы-образа. Если мы сказали Рука, Слух, Зрение и т.п. то поистине, это Его Качества и Атрибуты, Он утвердил их в отношении Себя, и нельзя сказать, что смысл Руки,- это мощь (сила), смысл Слуха и Зрения, - это знание и познание. Но таким же образом нельзя уподоблять это рукам, слуху и зрению творений. Мы говорил, что следует их подтверждать т.к. Шариат пришел с этим, и так же следует отрицать от этого подобие, т.к. Аллах сказал: “Нет ничего подобного Ему и Он Слышащий Видящий”». (1/287)
Также сказал он: «Сказали некоторые Ученые Ахлю-Сунна: “Поистине Аллах на Троне, отделен от творений”. Сказали муътазилиты, что Он Сущностью Своей повсюду. Сказали ашариты, что (аль-Истива) Вознесение происходит с Троном.
Но если было бы так, как они говорят, то слова Трон, должно было придти в именительном падеже, а т.к. оно пришло в родительном падеже, то это указывает, что это Вознесение Аллаха. Другие сказали что под (аль-Истава) Вознесением следует понимать (аль-Истиля) Овладение… однако, овладение бывает лишь тогда, когда у кого-то появляется мощь овладеть чем-то, после того как он был не в силах это сделать. А Аллах, всегда был Мощен на всякую вещь и владел ими всеми!». (2/110)
Сказал он: «Аллах оповестил нас о Фараоне, что тот сказал: “О Хаман! Построй для меня башню. Быть может, я достигну путей, путей небесных, и взгляну на Бога Мусы (Моисея). Воистину, я считаю его лжецом”.
Фараон понял от Мусы, мир ему, что тот утверждает о Боге, Который на небесах, потому пожелал построить башню, чтоб добраться и посмотреть, обвиняя Мусу во лжи. Джахмиты не знают что Аллах над бытием в Своей Сущности, их понимание хуже чем понимание фараона. Ведь достоверно известно от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что он однажды спросил рабыню, которую пожелал освободить ее хозяин: “Где Аллах?” Она сказала: “На небесах” и сделала жесть головой. Затем он, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “Кто я?” Она сказала: “Ты посланник Аллаха”. И тогда он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Освободи ее поистине она верующая”. Пророк постановил о ее вере, после того как она сказала что Он на небесах, а джахмиты говорят что сказавший подобное неверующий!». (2/115)
Далее аль-Асбахани говорит: «Единогласны мусульмане, что Аллах - Возвышенный, Высочайший, и сказал об этом Коран, в словах Аллаха: “Славь имя твоего Высочайшего Господа”. И заявили противоречащие Ахлю ас-Сунна, что Его Возвышенность означает Возвышенность в смысле власти. Что же касается мусульман, то у них Аллах, Свят Он и Велик - возвышен как и властью, так и со всех остальных сторон возвышенности, так как Возвышенность - качество хваления, и утверждается для Аллаха Возвышенность Сущностью, и Возвышенность Властью и Мощью». (2/117)
Также сказал аль-Асбахани: «И не разрешено давать переносный смысл Атрибутам Аллаха». (1/446)
И этими высказываниями мы ограничимся, хотя по сути вся эта книга полностью является доводом против ашаритов и всех мутакаллимов.
И в заключении - воздадим хвалу Аллаху, Господу миров!
Ссылка на рукопись:
http://goo.gl/oIwkK Читать в электронном виде:
http://www.waqfeya.com/book.php?bid=1177 Обложка книги: