Apr 12, 2013 01:43
Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Несколько высказываний ученых на тему «Слышат ли мертвые?»
Всевышний Аллах сказал: «Ты не заставишь слышать мертвецов и не заставишь глухих услышать твой призыв, когда они обращаются вспять. Ты не выведешь слепых из их заблуждения. Ты можешь заставить слышать только тех, которые веруют в Наши знамения, будучи мусульманами».(«Муравьи», 80-81)
Сказал Имам аз-Замахшари (ум. 538 г.) комментируя эти аяты:
«Кафиры живы и у них есть чувства, но их сравнили с мертвыми, потому что когда аяты Аллаха пришли к ним, их уши не обратили на них тщательное внимание. И их слышание аятов подобно не-слышанию. Их слух бесполезен, и по этой причине они подобны мертвым, которые не слышат…».
(См. «Тафсир аль-Кашшаф», толкование к 27:80)
Имам ‘Изз ибн ‘Абдус-Салам (ум. 660 г.) комментируя 22 аят, суры «Фатыр» сказал:
{ يُسْمِعُ } يهدي { مَّن فِى الْقُبُورِ } كما لا تسمع الموتى كذلك لا تسمع الكافر أو لا تسمع الكافر الذي أماته الكفر حتى أقبره في كفره.
«Подобно тому, как мертвые не слышат, так же и кафиры не слышат (призыва)».
(См. «Тафсир» Ибн ‘Абдус-Салама)
Имам Ибн аль-Хумам аль-Ханафи сказал:
عند أكثر مشايخنا هو أن الميت لا يسمع عندهم على ما صرحوا به في كتاب الأيمان في باب اليمين بالضرب . لو حلف لا يكلمه فكلمه ميتا لا يحنث ; لأنها تنعقد على ما يفهم ، والميت ليس كذلك لعدم السماع . وأورد قوله صلى الله عليه وسلم في أهل القليب أقول منهم وأجابوا تارة بأنه مردود من عائشة رضي الله عنها قالت : كيف يقول صلى الله عليه وسلم ذلك والله تعالى يقول { وما أنت بمسمع من في القبور } {إنك لا تسمع الموتى } وتارة بأن تلك خصوصية له صلى الله عليه وسلم معجزة وزيادة حسرة على الكافرين ، وتارة بأنه من ضرب المثل كما قال علي رضي الله عنه . ويشكل عليهم ما في مسلم { إن الميت ليسمع قرع نعالهم إذا انصرفوا } اللهم إلا أن يخصوا ذلك بأول الوضع في القبر مقدمة للسؤال جمعا بينه وبين الآيتين فإنهما يفيدان تحقيق عدم سماعهم ، فإنه تعالى شبه الكفار بالموتى لإفادة تعذر سماعهم وهو فرع عدم سماع الموتى
«Согласно мнению большинству наших ученых, мертвые не могут слышать, как об этом говорится в книге “Китаб аль-Иман”, глава “аль-Йамин биль-Дараб”, что если кто-либо даст клятву, что не будет с кем-то разговаривать и он поговорит с ним (с кем он не разговаривал) когда тот умрет, он не нарушит свою клятву. Потому что, значение разговора - это чтобы другой человек понимал [речь], так как цель разговора - заставить понять, а мертвые не понимают, потому чтомертвые не слышат. Некоторые люди возразили [этому] тем, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал о покойных колодца Бадра: “Вы слышите мои слова не лучше, чем они!” (аль-Бухари, Муслим). Они (наши ученые) ответили тем, что ‘Айша, да будет доволен ею Аллах, отвергла это и сказала: Как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, мог сказать такое? Ведь Аллах сказал: “и ты не можешь заставить слышать тех, кто в могиле” (35:22). Второй ответ - это было караматом (чудом)… Третий ответ - это был всего лишь урок для живых».
(См. «Фатх аль-Кадир», «Книга намаза», глава о похоронах)
Также этого мнения придерживались такие ученые, как Ибн Теймия, Ибн аль-Кайим, Абу Хаян аль-Андалуси, Имам аш-Шаукани и многие другие известные ученые.
Хвала Аллаху, Господу миров!
Ученые,
Ибн аль-Хумам,
Ханафиты,
Слышат ли мертвые