Церковь для человека

Aug 04, 2013 20:57

Оригинал взят у pollitrovka в Церковь для человека

Природа у нас решила показать, кто в доме хозяин - вот уже больше месяца заливают нас  дождики, сильные и нудные, теплые и холодные, всякие. Но тоску навевают исправно.

Полистала фото, почему-то вдруг захотелось написать про ноябрьский Питер, на который мы напали в один осенний каникулярный период.
Собственно говоря, мало какой город в нашей стране может показаться пригодным для жизни в ноябре априори.[Spoiler (click to open)]Питер  в ноябре был депрессивен, как и положено быть северной столице. Так по приезду мы все ждали, когда же рассветет, примерно так до часа дня, но потом, поняв, что светлее не станет, мы ринулись на штурм.
Суровых северных женщин это не останавливало, мы еще и на катере успели покататься. И, в целом, культурно-образовательная программа протекала по заранее намеченному плану,  а план был составлен без фанатизма. Таскали ребенкина по музеям, по одному в день, ребенкин скучал и ныл, что ему скучно, я сулила ребенку скинуть ее с катера в канал, если она скулить не перестанет.  Ну, кто посещал музеи с детьми, меня поймет.

То, что Питер имперски красив, знает каждый. То, что он при этом стремится задавить тебя своей державностью, каждый, кто там побывал, ощутил на себе. А уж о музеях и прочих достопримечательностях говорено-переговорено.

В храм Спаса-на-крови, мы зашли случайно. Что-то там у нас сбилось в программе, шли мимо, "увидели красивые дома в негритянском квартале (с)", решили зайти.
Об этом храме тоже в просторах Тырнета написано не мало, но вот  очень захотелось добавить своих впечатлений.
Там красиво все: перспектива от Невского на канал, решетка забора Михайловского парка, пряничные луковки собора.  Как я уже неоднократно замечала, я к христианским святыням и византийскому искусству весьма и весьма равнодушна, и этот храм мне представлялся ранее лубочной древнерусской стилизацией, где-то рядом в русскими матрешками и балалайками. Но все мои представления потерпели полное крушение
.
Сделать стилизацию, будучи иностранцем, и при этом сохранить удивительную гармонию русского церковного зодчества,  применив в нем современные (на момент строительства) технологии, не допустить китча - для меня это высшая степень мастерства.
Внутреннее убранство храма потрясает. Где там древнерусской иконописи с ее мрачными византийскими святыми, рассматривающими вас исподлобья. Все ярко, легко и  радостно, лазурно с позолотой, божества свободно разгуливают по райским тучкам и гуляют по дивным садам со сказочными животными. С точки зрения религии - все на грани фола. На полу - разноцветная мраморная мозаика, сверху с полуулыбкой на вас глядит единственный в мире Иисус в подростковом возрасте. Я вот раньше никогда не задумывалась, что Христос - это не только пухлый младенец с запутанной родословной и распятый 33-летний сын божий, он еще и человек же, был и пацаном и подростком. Допускаю, что такие вольности в оформлении церкви были допущены еще и потому, что церковь была предназначена исключительно для императорской семьи.  А император был приближен к богу. Такая церковь, безусловно сближала их еще больше.

Однако при всем, было там что-то до боли знакомое из моего атеистического детства. Сначала я подумала, что все это убранство напоминает мне иллюстрации русских сказок  кисти Ивана Былибина. Помните такого?
Я ошибалась.  Но не намного. Оказалось росписью занимался Васнецов. И все встало на свои места. Богоматерь смотрела на нас совершенно Аленушкиными глазами.

Будете в Питере, зайдите обязательно.

Пара фоток, много не выложу, так как все уже  выложено на тысячу раз:





В советское время в храме было неотапливаемое овощехранилище. Я вот все думаю, каким это упырем надо быть, чтобы  засыпать мраморную мозаику морковкой?

Петербург

Previous post Next post
Up