Кризис доверия: российский вариант
Джон Кейнс в «Общей теории занятости, процента и денег» в качестве ключевого понятия вводит «стадный инстинкт». Это вера в другого человека, ощущение честности при сделках, представление об уровне коррупции. Критическая составляющая стадного духа - доверие. Кейнс считает, что колебания уровня доверия НЕ ПОДЧИНЕНЫ
(
Read more... )
Опять "таинственная русская душа".
Проблему доверия и социального капитала изучают еще на примере юго-восточной азии (см. Фукуяму, к примеру), и на примере восточной Европы, и России тоже, кстати. Так что термин общеупотребительный.
Что касается собственно национальных особенностей, да, они есть. Но они есть у всех. К слову, один из теоретиков социального капитала Патнем пишет о гражданской культуре в Южной Италии (там, где мафия, как известно) ровно в тех же выражениях, в каких у нас описывают Россию.
Проблема, на мой взгляд, в самоидентификации. Дело в том, что если мы сами в себя поверим, и наберется критическое количество людей (не более двух процентов), которые скажут, что несмотря на морозы, просторы и Ивана IV, мы МОЖЕМ жить по-другому, то можно сдвинуть с места систему.
Привожу горячо любимую мною цитату из Токвилля:
"Я знаю, что многие мои соотечественники думают, что народы в этом мире не являются хозяевами сами себе, что они непременно должны подчиняться какой-то непреодолимой и непостижимой силе, предопределяемой предыдущими событиями, расой, почвой или климатом.
Все это лживые и трусливые теории, способные породить лишь тщедушных людей и слабые народы. Провидение сделало так, что род человеческий не совсем независим, но он и не так уж закабален. Провидение очерчивает, это верно, каждому человеку некий фатальный круг, из которого он не может выбраться, однако в широких границах которого человек свободен и всемогущ. Это же относится и к народам".
Reply
Культура, действительно, имеет решающее значение для шансов на модернизацию. Об этом много и у Вебера, и у Фукуямы, и у Штомпки и у Гидденса. Культура доверия это ядро нициональной культуры, ее структурообразующая часть. Есть культуры, настолько сильно препятствующие модернизации, что делают ее практически невозможной. Пример - базовая культура большинства населения Гаити, в основе которой религия вуду.
Насколько российская культура способна к самоизменению, вопрос открытый. Наличие культурных барьеров в развитии страны не дает индульгенции ее элите на всевозможные глупости, типа "особого пути", "суверенной демократии", и т.д. Это проблема социального познания, которая требует создания адекватного научного инструментария.
Reply
по последнему комменту подписываюсь под каждым словом.
Однако же культура и история - лишь предпосылки.
Российское общество в разные времена показывало разную степень готовности к модернизации. Не гарантия, что существующее положение вещей, когда низкий уровень доверия между гражданами способствует росту доминирования государства во всех сферах, сохранится.
Но вот в корне не согласна в Вашим утверждением о том, что есть две разные культуры: западная культура доверия и российская "веры-надежды...".
Reply
Leave a comment