А.М. Кашпировский и русская православная церковь в коммуникативном коллапсе

Aug 11, 2010 18:19


Рассмотрим короткий диалог между воображаемыми собеседниками А и Б.

А.: Я хочу рассказать Вам правду.

Б.: Вы не можете сказать правду, потому что Вы лжец.

А.: Я готов привести факты, доказывающие, что это не так.

Б.: Факты, которые приводит лжец, не заслуживают доверия.

Это -  учебный пример парадоксальной коммуникативной ситуации: коммуникативная установка собеседника Б препятствует реализации коммуникативных намерений собеседника А. Ситуацию можно назвать парадоксальной потому, что условия ее формирования являются также условиями ее коллапса.

Проиллюстрируем описанную ситуацию на примере реального диалога. Это - расшифрованные мною фрагменты записи беседы А.М. Кашпировского с наместником Киево-Печерской Лавры архиепископом Павлом, состоявшейся в 2003 году.


архиепископ Павел: …Когда был священником, и вот это все шарлатанство было в телевидении, когда…

А.К.: Шарлатанство?

архиепископ Павел: Конечно!

А.К.: И операции - шарлатанство тоже, операции телевизионные - шарлатанство?

архиепископ Павел: Ну я не могу сказать… без ножа ни один умный человек еще не сделал, самый умнейший…

А.К.: Как без ножа? С ножом.

архиепископ Павел: Нет, ну как, говорили, что Вы без ножа делаете операции, без ничего, только…

А.К.: Минуточку…

архиепископ Павел:  Я констатирую факты, то, что говорят.

А.К.: Телемост Киев-Тбилиси. «Говорят»! Вы прислушайтесь к первоисточникам.

архиепископ Павел: Я же телевизор слушаю, вижу…

А.К.: Первоисточник должен быть, а первоисточник…

архиепископ Павел:  Первоисточник - это Вы.

А.К.: Нет, не я, это Институт хирургии, Тбилиси.

архиепископ Павел: Ну и люди некоторые после говорили, прямо говорили, вот так и так было сказано, это ж телевизор сегодня все делает, что ж Вы ко мне имеете, это к ним, я тоже смотрю всю брехню и весь обман. Я Вам скажу прямо.

А.К.: Видите, ну если Вы на величине Вашего положения церковного отрицаете очевидные факты, ну трудно разговаривать.

архиепископ Павел: Это нереально и невозможно, если Вы мне покажете и я буду присутствовать на этом, поверю.

А.К.: Пожалуйста, я с удовольствием. Мы Вам пришлем видеокассету, если Вы хотите.

архиепископ Павел: Ну, видеокассета… можно что хочешь сделать сегодня.

А.К.: Значит, Вы подозреваете людей в обмане?

<…>

архиепископ Павел: Я Вам сегодня скажу то же самое, то, что я не верю в это, это не может быть, это явно не может…

А.К.: Чего не может быть, например?

архиепископ Павел:  Этих всяких исцелений.

<…>

архиепископ Павел: Я думаю, что я больше претерпел, нежели Вы. Потому что я поступал в семинарию, меня гоняли в 82 году как собаку, родителей выгнали с работы…

А.К.: А я претерпеваю от вашего брата гонения бесконечные.

архиепископ Павел: Значит, Вы занимаетесь чехерней, которую Вы делаете и говорите, что это правда.

А.К.: И Вы вот так вот можете такие слова говорить?

архиепископ Павел: Я заявляю это и заявлю всем, если кто меня спросит.

А.К.: У Вас нет доказательств ни за, ни против.

архиепископ Павел: Вы знаете, против есть.

А.К.: Нет.

архиепископ Павел: Я ж Вам говорю то, что есть. Я имею 15 лет священнического стажа, и сегодня вот с этими всякими вашими чудесами - всех, в том числе, наверное, Вашими - мы имеем брата, который искалеченный душой.

А.К.: И Вы меня смешиваете с этими бабульками?

архиепископ Павел: Вы знаете, в какой-то мере да. Если Вы некрещеный, как Вы можете помочь людям.

<…>

А.К.: …Я благодарен за то, что Вы меня приняли, и благодарен за то, что Вы обнажили свое непонимание этого вопроса, и если бы у Вас было желание, мы можем Вам через какое-то время прислать…

архиепископ Павел: Нет, я думаю, что это ниже священнического достоинства читать всякие неправды.

Вместо комментария к приведенному диалогу напомню читателю факты. Врач-психотерапевт высшей категории А.М. Кашпировский приобрел всесоюзную известность после того, как в 1988 и 1989 гг. впервые в истории выполнил дистанционную (посредством телемоста) психологическую анестезию трем пациенткам при проведении им хирургических операций. Как сказал член-корреспондент АМН СССР, хирург Георгий Иоселиани, принимавший участие в одной из операций, «доказывать не надо, что это не только чудо, это сверхчудо» (см. видео).

Парадоксальная коммуникативная ситуация может быть разрешена только путем выхода за предел естественных коммуникативных стратегий: например, можно повернуться к собеседнику спиной, можно встать и уйти, можно пуститься в крик и начать топать ногами, можно низко поклониться и подставить другую щеку, но порой наиболее эффективное средство - это нанести оппоненту мощный хук слева

К своему удивлению, в сети я нашел мало откликов на видеообращение А.М. Кашпировского к президенту РФ Д.А. Медведеву по поводу «православного террора». В основном это были отклики невежественных людей, ставящих врача в один ряд с колдунами, магами и экстрасенсами. Многие из этих людей именуют себя православными, хотя их средневековые воззрения на удивление близки к воззрениям тех самых колдунов, с которыми они ведут непримиримую борьбу. Трудно не согласиться с А.М. Кашпировским в том, что тенденция проникновения церкви в области, в которых она заведомо некомпетентна, приобретает угрожающие масштабы. И крайне сложно остаться равнодушным к тому, как антропологические единицы, не обремененные разумом, смешивают с грязью человека, достижениям которого в истории не было прецедентов.

image Click to view



коммуникация, Кашпировский, профессиональное сообщество, компетентность, коммуникативные стратегии, наука, церковь, антропология, шарлатанство, личность, психология, православный террор, анестезия

Previous post Next post
Up