Статус Института российских советников, который действует в Таджикистане с 2005 года, изменится в соответствии с новым соглашением по пограничному сотрудничеству, подписанным в Душанбе на прошлой неделе. Эта группа будет немногочисленной и согласно положению, они будут призваны содействовать своим таджикским коллегам "только по необходимости". До этого российские советники осуществляли свою деятельность на границе независимо от пограничных войск Госкомитета национальной безопасности. Также эта группа, уже не имея статуса оперативных действий, будет переименована из Оперативной пограничной группы в Представительство пограничной группы.
Ее состав сократится с 350 человек до 200. Несмотря на то, что Таджикистан требовал сокращения численности советников до 30 человек, российская сторона настаивала на более весомом количественном составе, чтобы руководитель группы имел генеральское звание. Теперь новый состав пограничного представительства России в Таджикистане продлен до 2016 года и его полномочия ограничены.
Однако еще большее внимание привлекло сообщение о переговорах по продлению статуса Российской военной базы в Таджикистане. Дмитрий Медведев, президент России, сообщил, что Москва и Душанбе ведут переговоры по продлению срока нахождения базы на следующие 49 лет.
Это заявление для большинства экспертов было неожиданным. Месяц назад министр иностранных дел Таджикистана Хамрохон Зарифи заявлял, что "позиции сторон пока не достигли уровня официального переговорного процесса по вопросу присутствия базы и аэродрома "Айни".
Основное требование Таджикистана по дальнейшему присутствию базы и использованию аэродрома "Айни" заключалось в цене за аренду. Эксперты отмечают, что Таджикистан не отреагировал на заявление российской стороны - не было официальных комментариев, подтверждения или опровержения этого сообщения. Эксперты указывают, что Россия хочет выждать важного момента для переговоров и добиться своих намерений перед президентскими выборами.
Амният Абдулназар, таджикский аналитик, считает, что Таджикистан не может предъявить России какие-либо требования и поэтому властные российские структуры не принимают в счет интересы таджикской стороны. Единственным условием, по его словам, может быть только то, что у власти в Таджикистане останется Эмомали Рахмон.
"Российские политики считают, что Таджикистан не является независимой страной и с любой стороны привязан к России и Россия все, что захочет то и будет делать. Кроме того, они знают, с какой позиции разговаривать с Таджикистаном. Сейчас предвыборное время. В Таджикистане в любом случае несвободные выборы и сохранение у власти Рахмона зависит от России. Именно с этой точки зрения правительство Таджикистана соглашается на все условия, которые выгодны России", - говорит он.
Юрий Биали, российский эксперт по вопросам безопасности, считает, что Москва в нынешних условиях будет на стороне Рахмона, у которого больше нет выхода, как согласиться на условия российской стороны.
"Ключевым моментом является то, что силы Запада уйдут из Афганистана, в результате чего "Талибан" и другие экстремистские группировки, как Исламское движение Узбекистана, активизируются, и мы будем свидетелями их передвижения на север - к Таджикистану, Узбекистану и Китаю. У России больше нет выхода, как укрепить свое военное присутствие, чтобы пресечь эти негативные последствия", - сказал он.
Кроме того, по его словам, угроза боевиков, подобных Мулло Абдулло, уничтоженного весной этого года на Востоке Таджикистана, до сих пор сохранятеся.
"Приближается тайфун и президент Рахмон предвидит это. Он имеет достаточно информации и ощущает, что кроме как с помощью России он не сможет ответить на эти вызовы", - сказал он. Пока никто ничего не может сказать что-либо конкретного по переговорам и что именно обещает Россия политической элите Таджикистана и лично президенту Рахмону.
Российские СМИ сообщили, что Кремль пообещал Таджикистану не финансовые вливания, а военную технику в обмен на положительный ответ.
Однако некоторые таджикские эксперты считают, что и в этот раз повторится история 2004 года, когда стороны договорились о бесплатном размещении российской военной базы в Таджикистане, подарив в придачу не имеющего в мире аналога уникального комплекса космического слежения "Окно".
Однако тогда в переговорном процессе переломным моментом стал вопрос полного вывода российских пограничников с границ Таджикистана с Китаем и Афганистаном, на которой они находились в течении 110 лет.