Самой большой ошибкой во время своего президентства Виктор Ющенко считает назначение премьером Юлии Тимошенко. Самой большой проблемой - отсутствие единства в народе и национальной идеи. О казусах настоящего государственного строя, иностранцах на государственных должностях, проблемах экономики и задачах Конституционной реформы он рассказал в интервью ВВС Украина.
ВВС Украина: Сейчас страной руководит человек из вашего бывшего ближайшего окружения - Петр Порошенко. Как бы вы по пятибалльной шкале оценили его эффективность как президента?
Виктор Ющенко: Среди президентов не принято давать оценки друг другу, потому что у каждого свои вызовы. Ни один президент не работал в таких условиях - милитаристских, например, как сегодня.
Многие вещи из того, что происходит, мне не под силу, моя политика иная. Мне не нравится, когда информационное пространство Украины - российское.
ВВС Украина: Вы считаете, что это сейчас самая главная проблема?
Виктор Ющенко: Я думаю, что нас побеждают информационно. Потому что эта война, наряду с линейной войной, очень ощутима для нации.
В войне три четверти победы делает дух. Почему такой маленький народ, как вьетнамцы, победили самую крутую армию мира? Не оружие у них лучше было - дух.
Мне не нравятся разговоры о мире, когда надо говорить о победе. Мне не под силу, когда в условиях войны мы теряем национальные деньги.
ВВС Украина: Что вы имеете в виду?
Виктор Ющенко: Я имею в виду девальвацию 350%. Если взять за последние 14 месяцев, с 8-ми (курс гривны к доллару США. - Ред.) пришли к 31, затем с 31 вернулись к 23. Посмотрите, пожалуйста. И с ценами то же.
У нас сегодня инфляция примерно 48-55%. А вы не обратили внимание, почему Сталин (прости меня Господи!), Черчилль, Рузвельт не допустили девальвации в 1941-1946 годах? Ведь была причина: давайте запустим эту машинку, она сорвет через полтора месяца экономику, мы ночью ограбим нацию, народ, но профинансируем то, что хочет правительство. Нет, на это никто не пошел. Почему? Потому что финансовая стабильность, а за ней экономическая стабильность - это один из компонентов победы над врагом.
ВВС Украина: Вы сказали: ночью ограбим народ. У нас был кризис при вашем правлении в 2008 году, когда тоже мы имели доллар по 5 грн и буквально за месяц доллар стал стоить 8 грн. Не было ли это тем самым, о чем вы сказали?
Виктор Ющенко: Нет, причина совсем другая. Когда мы говорим о сентябре 2008-го и 2009 год, каждый канал новости начинал с мирового финансового кризиса, где летели вверх ногами все экономики - и Востока, и Запада, и Европы, и так далее. Если бы мы имели более мудрую правительственную финансово-экономическую политику, если бы там не было популизма и демагогии, мы бы 16% падения ВВП не допустили. Девальвация на 30-40% - тяжелая, безусловно. Но это не девальвация в 6 раз, которая просто уничтожает.
"Премьера всегда будут поносить"
ВВС Украина: Как вы считаете, кто ответственен за девальвацию, которая произошла сейчас?
Виктор Ющенко: Я буду без фамилий говорить.
Если вы имеете дефицит государственного бюджета 68 млрд, плюс к этому 60 млрд некомпенсированного НДС, и еще 25 млрд авансов по налогу на прибыль, наперед взысканному, - это скрытый дефицит. Если вы имеете 75 млрд дефицит НАК Нафтогаз, дефицит Пенсионного фонда, дефицит двух государственных банков, то есть - все, что у вас государственное, оно у вас в дефиците. Как вы его покрываете? Внешнего финансирования нету, внутреннее финансировать никто не хочет.
Мы живем в дефицитах, которые покрывает Нацбанк. Так в ком здесь причина? В тех, кто формирует дефицит.
ВВС Украина: А кто формирует дефицит?
Виктор Ющенко: Мы живем в парламентском государстве.
ВВС Украина: В парламентско-президентском.
Виктор Ющенко: Нет, в парламентском. Есть две формы: либо парламентская, либо президентская. Если президент назначает или подает кандидатуру министра иностранных дел или службы безопасности, это еще не делает страну парламентско-президентской. Это - классическое парламентское государство, где формируется парламентским большинством правительство, где оно же принимает основы экономической, социальной политики на год.
Премьер-министр является исполнителем. Он выполняет то, что принято в парламенте в виде закона. Например, дефициты заложены в бюджете. Кто за них голосовал? Вот давайте поименно.
Если бы проблема была в одной персоне, на самом деле это было бы легкая задача. Премьер является заложником, которого будут всегда поносить, потому что это проще всего. Мы придем к такому времени, когда премьер уже и слова в свою защиту не скажет. Но на самом деле национальная политика варится не в правительстве, а в другом помещении.
"Такого казуса в одном государстве нет"
ВВС Украина: Кстати, о парламенте и о коалиции. У меня лично есть очень четкое дежавю с 2005 - 2007 годами, то есть противостояние окружения президента с окружением премьера, и коалиция, которая якобы вместе, но в то же время сами члены коалиции критикуют коалиционное правительство, за которое они же и голосовали. Что бы вы сейчас посоветовали президенту?
Виктор Ющенко: Кого бы мы не ставили на место президента или премьера, мы имеем институциональную проблему. Если мы говорим о том, что мы живем в парламентском государстве, то первым политическим лицом государства является премьер-министр. Мы - классическая парламентская республика.
ВВС Украина: Но у нас лицо номер один - президент.
Виктор Ющенко: Такого казуса ни в одном государстве нет. Мандат, который президент получает от 14 млн людей, - это мандат, который не получает ни один политик в Украине. Но его функции не соответствуют этому мандату. Начиная с кадров - он никого не ставит, он никого не может уволить, потому что это все - прерогатива премьер-министра, а заканчивая - основой политического курса.
Если у нас парламентская республика, тогда надо, как во всем мире, или пересматривать возможности и давать ему те соответствующие полномочия, которые соответствуют всенародным выборам, или переходить к тому, чтобы президента избирали в парламенте, и он выполнял эти три-четыре функции, которые выполняет сейчас.
Кстати, это ключевой компонент Конституционной реформы, который должен быть. Нам надо выйти из своей двойственности, когда пан-национальная политика формируется на двух киевских холмах.
"Тимошенко - это стопроцентная, химически чистая проблема"
ВВС Украина: А что вы считаете своей самой большой ошибкой за свою президентскую каденцию?
Виктор Ющенко: Почему вы так начинаете - с ошибок? Я вам немножко напомню, а потом честно отвечу на ваш вопрос.
С 2005 по 2009 год мы жили в стране, где темпы экономического развития были не менее 7,5%. Самые большие - 14%. Это - самые высокие показатели в Европе. А за эти годы национальный бюджет вырос втрое. Инвестиции в Украину выросли в шесть раз.
Я принял страну, где за 15 предыдущих лет инвестиции были 5 млрд. Я передал страну, где было 37 млрд инвестиций.
Я принял страну, где резервы Национального банка были 5,6 млрд. Я передал страну, где было 37 млрд. И сейчас ищу, куда они делись.
Мы покупали за год 720 тысяч автомобилей. Сейчас - 17 тысяч.
Мы впервые сделали политику, где есть колоссальное уважение к журналисту. Колоссальное. Где журналисты больше, чем меня, никого не критиковали. Я это пережил. Моя семья это пережила. Мои дети пережили. Но я это понимаю. Это нужно для нашего развития.
Мы подписали в Париже соглашение о политической ассоциации с Евросоюзом, о либерализации визового режима и о безвизовом режиме. И о зоне свободной торговли. Мы вступили в ВТО. Я принял страну, в которую 5 лет президенты не приезжали. Потому что она была в изоляции. Я горжусь этим! Безгранично горжусь. Если после меня кто-то это повторит или кто-то сделал лучше до меня, скажите, пожалуйста, кто это.
Ошибки действительно были. Ибо тот, кто ничего не делал, не делал ошибок. Я еще раз повторяю, это не оригинальный мой ответ: я думаю, что моя самая большая ошибка - это Тимошенко.
ВВС Украина: Почему?
Виктор Ющенко: Тимошенко - это стопроцентная, химически чистая проблема. Это та демагогия, та пустота и ложь, которые входят в политику, под которые подминаются целые государственные сектора.
Я могу напомнить вам 2005 год, когда я поставил Юлию Владимировну премьер-министром. Темпы экономического развития в I квартале, когда мы приняли страну от "попередников", были 4,2%. В сентябре - минус 2%. Мы проиграли московское газовое соглашение, которое принесло нам миллиарды убытков, которые заплатил каждый бедный человек Украины.
Но, с другой стороны, если вспомнить, например, декабрь 2004 или январь 2005 года - 39% общества говорили: Ющенко - президент, Тимошенко - премьер. Если бы я не Тимошенко поставил, например, а Порошенко или кого-то другого - я бы получил колоссальный негатив. Ибо все прошли Майдан, все насмотрелись на лица Майдана, и такой был вызов.
ВВС Украина: Но потом вам пришлось Януковича поставить премьером...
Виктор Ющенко: Не говорите такую глупость. Президент Украины не может ставить премьеров. Премьера выбирает только парламент по инициативе большинства парламента. И когда в 2006 году, после выборов, от "Батькивщины" и "Нашей Украины" отошел Мороз и пошел в Партию регионов, и они сделали большинство, - пожалуйста, не спрашивайте президента, кого он поставил.
"Миша - это вулкан"
ВВС Украина: Одним из ваших зарубежных друзей, который с вами тоже рядом стоял на Майдане в оранжевом шарфике, был Михеил Саакашвили. Когда в последний раз вы с ним общались?
Виктор Ющенко: Он ко мне приходил, возможно, пару месяцев назад. Он занят, он - как вулкан, его же не поймаешь.
ВВС Украина: Как вы оцениваете его деятельность на посту губернатора?
Виктор Ющенко: Если мы говорим о Мише в том статусе, в котором он есть, он много полезного может сделать на вверенном участке своей работы - чтобы бороться с коррупцией, с неплательщиками налогов. Регуляторная политика совершенствуется, администрирование совершенствуется - то есть, это все технократическая часть, которой увлекаешься и это хорошо.
Если мы говорим о пан-национальной задаче, которая стоит перед властью - какая у нас главная проблема на сегодня? Почему у нас Путин гуляет на Донбассе? Как Тарас Григорьевич писал: "Мій любий краю неповинний, за що тебе Господь кара? Карає тяжко - за Богдана та за скаженого Петра" ("Мой край любимый и невинный, за что Господь тебя карает? Карает тяжко - за Богдана и бешеного Петра" - Ред.)
То есть, политическая уния с Москвой - корень наших бед. Тема национальной целостности, национального единства, национального согласия - я думаю, что это находится исключительно в компетенции национальных политиков.
ВВС Украина: Правильно ли я Вас понимаю, что не должны зарубежные политики приезжать в Украину и делать внутреннюю политику?
Виктор Ющенко: О Мише я сказал достаточно ясно - он делает хорошо свою работу на своем уровне. А теперь мы говорим о политике национальной.
Я думаю, что в мире мало опыта, когда национальную стратегию политики в том или ином вопросе делали иностранцы. Они могут быть хорошими руководителями группы советников, советниками по тем или иным направлениям национальной политики, но стратегически это очень деликатный вопрос - создавать для нации основы курса. Мне кажется, что это прерогатива, конечно же, национальных политиков.
"Не хотим в некорректную ситуацию поставить президента"
ВВС Украина: Петр Порошенко - ваш кум. Когда в последний раз вы с ним виделись, общаетесь ли вы?
Виктор Ющенко: Извините, я его кум.
ВВС Украина: Я не знала разницы, честно.
Виктор Ющенко: Нет, ну как? Это важно! Я у него кум. Как, кстати, и у Саакашвили. Я у него кум (смеется.)
Последний раз (встречался с Петром Порошенко. - Ред.) - 27 ноября, кажется. Это мы, четыре президента, тогда имели возможность пообщаться и что-то успели сказать.
Категория президентов - это специфическая категория. Мы сейчас очень плотно общаемся в кругу президента Кучмы, президента Кравчука, мы имеем очень активные отношения, очень много формируем шагов и доносим, как мы можем, до Банковой, если там кто-то читает это...
ВВС Украина: Как вы это можете доносить?
Виктор Ющенко: Мы очень часто подписываемся под письмами, обращениями.
ВВС Украина: Они всегда публичные или нет?
Виктор Ющенко: Как правило, нет. Чтобы оно не выглядело как поучение. Мы не хотим в какую-то некорректную ситуацию поставить президента.
ВВС Украина: А вы видите по шагам президента какой-то эффект от того, что он эти письма читал?
Виктор Ющенко: Этот разговор, который был на годовщине Голодомора, - я откровенно скажу, что он мне понравился, и у меня сложилось ощущение, что наша позиция нужна президенту. Но это - мое впечатление.
ВВС Украина: А вы сами чем занимаетесь?
Виктор Ющенко: С утра до вечера у меня десятки дел. У меня есть политический институт. Я - член Мадридского клуба президентов. И мы практически каждый месяц проводим конференции, которые, как правило, посвящены Украине и украинскому вопросу.
У себя здесь, в своем селе, хочу построить музей, свою библиотеку, свой архив передать нации, как это делается во многих странах мира.
Я делаю сейчас музей Тараса Григорьевича Шевченко в Безрадичах, строю его дом, который он хотел 150 лет назад поставить - сделал чертежи, и так и не удалось. Я решил, что Тарасу Григорьевичу будет очень приятно, что он о доме мечтал и все-таки будет его иметь. Уже он, кстати, накрыт, построен, а теперь надо ставить окна-двери. Как Тарас Григорьевич Варфоломею писал: "Ти ж дивися, щоб Дніпро був біля самого порогу, а стіни були з сосни, двері з дубу, одвірки з дубу, а столи ясенові і лави ясенові" ("Ты ж смотри, чтобы Днепр был у самого порога, а стены были из сосны, двери из дуба, косяки из дуба, а столы ясеневые и лавки ясеневые" - Ред.). Я думаю, что хорошее дело делаю.