Авторам, которые, не боясь впасть в преувеличение, называют «великим переселением народов» волну беженцев в несколько сот тысяч человек, ныне перессоривших страны Евросоюза, полезно напомнить, что в ходе Второй мировой войны только в странах Старого Света число беженцев и перемещенных лиц (то есть насильственно вывезенных странами-агрессорами с оккупированных ими территорий) составило более 15,5 млн. человек. Возможно, давнишний советский опыт репатриации нескольких миллионов иностранных граждан, не по своей воле оказавшихся на чужбине, может что-то сказать сегодня и Европе.
Советско-германское противоборство, оказавшее решающее влияние на ход и исход войны в Европе, предопределило и два основных потока репатриантов и перемещенных лиц: советских граждан с освобожденных Красной армией и союзными войсками территорий - в Советский Союз, граждан государств антигитлеровской коалиции и военнопленных из числа служивших в вооруженных силах Германии и ее сателлитов - в обратном направлении.
Надо сказать, что бывшие западные союзники выдвигали претензии советским органам репатриации в том, что в процессе возвращения людей, воевавших по разные стороны фронта, к местам их постоянного проживания, допускались массовые нарушения прав человека: одних (советских граждан), мол, репатриировали без учета принципа добровольности (к слову, не предусмотренного в решениях Ялтинской и Потсдамской конференций), других (граждан союзных стран и военнопленных противника) против их воли под разными предлогами задерживали у себя. Между тем именно СССР столкнулся с сопротивлением властей союзных государств при возвращении домой советских граждан, попавших в плен или вывезенных гитлеровцами на работу в Германию. Как правило, их агитировали против возвращения, чтобы пополнить лагерь антисоветской эмиграции и сформировать резерв дешёвой рабочей силы на рудниках и плантациях США, Западной Европы, Южной Америки, британских доминионов.
Что касается Советского Союза, то он свои обязательства при возвращении на родину граждан других государств выполнил в сжатые сроки и в строгом соответствии с договоренностями между союзниками. Не имея сколько-нибудь серьезного опыта такой работы, занимаясь параллельно возвращением на родину огромного числа своих граждан (а таких оказалось почти 5,5 млн. человек), советские органы репатриации организованно (не в пример нынешним властям ЕС) в течение 1945-1946 гг. передали западным союзникам или прямо возвратили к местам постоянного проживания всех иностранных граждан, освобожденных из немецкого плена, а к 1951 г. - и основную часть военнослужащих стран гитлеровской коалиции, находившихся в плену на территории СССР. Всего таковых насчитывалось более 5 млн. человек.
Работа по репатриации иностранных граждан опиралась на решения высших органов государственной власти, в первую очередь постановление Совнаркома СССР от 6 января 1945 г. Осуществление сбора, учета, содержание на сборных пунктах (комендатурах) и в транзитных лагерях, подготовка людей к отправке на родину была возложена на Уполномоченного СНК СССР по делам репатриации генерал-полковника Ф.И. Голикова и подчиненный ему аппарат за границей и в войсках Красной армии. В короткий срок было развернуто 18 фронтовых комендатур (сборных пунктов) и 9 территориальных сборных пунктов в Польше, Чехословакии и Венгрии и такое же количество транзитных лагерей в военных округах на территории СССР. Создавалась материальная база для организации питания и экипировки больших масс людей, их бытового и медицинского обслуживания, а также транспортировки. К маю 1945 г. для приема иностранцев было сформировано уже 77 комендатур и транзитных лагерей непосредственно на фронтах действующей армии и 16 лагерей на территории СССР.
Конечно, не всё удавалось наладить сразу, созданная сеть сборных пунктов не могла вместить нараставший поток освобожденных людей, недоставало необходимых помещений, существовали трудности с продовольственным обеспечением. Однако с окончанием военных действий система репатриации быстро усовершенствовалась, советскими органами репатриации были созданы необходимые социально-бытовые условия для иностранцев во время их пребывания в СССР или на территории, освобождённой войсками Красной армии, вплоть до момента передачи репатриантов союзным властям. И уже, конечно, не могло быть и речи о склонении иностранных граждан к невозвращению на родину по идеологическим мотивам, к чему активно прибегали союзные власти в своих зонах оккупации по отношению к перемещенным лицам из Советского Союза.
Высокую оценку усилиям советских властей давали в те годы многие представители западных держав. Так, по сообщению ТАСС от 3 мая 1945 г., супруга британского премьера Клементина Черчилль, посетив транзитные лагеря в Одессе и военный госпиталь, в котором лечились английские и французские военнослужащие, освобожденные из немецкого плена, выразила тёплую благодарность за заботу, проявленную в СССР о британских подданных.
В течение 1951-1956 гг. были досрочно освобождены из плена и отправлены на родину также около 50 тыс. военнослужащих вермахта и вооруженных сил стран, воевавших на стороне Германии, осуждённых за военные преступления на длительные сроки заключения в соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 г. «О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев…». Советское правительство проявило по отношению к ним милосердие, несмотря на то что обстановка разгоревшейся холодной войны с бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции, к которым примыкали и бывшие противники вроде созданной в 1949 г. и принятой в НАТО в 1955 г. Федеративной Республики Германии, к таким жестам, казалось бы, не располагала…