Численность европейского населения снижается несколько десятилетий подряд, если вести речь о коренных европейцах. Среднестатистический житель Старого Света становится старше год от года. Подобный демографический тренд устойчив в континентальном масштабе, особенно в Восточной Европе. Что объясняется несколькими базовыми факторами:
Растущей продолжительностью жизни - от 74 до 80 лет, по мере продвижения с востока на запад и с юга на север. Жители западной Европы и Скандинавии живут дольше и лучше, чем «новобранцы» ЕС.Низкой рождаемостью. По странам ЕС она упала ниже 1.5 рожденных детей на одну женщину. Для естественного прироста населения в благополучных европейских условиях требуется показатель 2.1, чего нет ни в одном государстве ЕС. При этом в новых странах Евросоюза рождаемость существенно ниже, чем у государств-старожилов. Это опровергает прямую зависимость между уровнем жизни и стремлением лично приумножить жизнь.Культурными и национальными традициями, историческими особенностями. В скромной католической Ирландии фертильность в полтора раза выше, чем в соседних странах с повышенным уровнем радужной толерантности.Миграцией. Благодаря переселенцам поддерживается численность жителей многих европейских стран. Например, в Германии естественная убыль населения непрерывно отмечается с 1971 года! Но число граждан (и налогоплательщиков!) самой крупной и развитой европейской страны за это время выросло с 78 до 80 миллионов человек.
Когда все базовые демографические факторы негативны, страна вымирает и государство деградирует. Что беспокоит литовские СМИ, в том числе крупные и серьезные. Причем демо-озабоченность адресована вовне, в адрес соседней Беларуси. А основаниями для литовского беспокойства стал…рост продаж упаковок товаров для одиноких людей. И слухи (!) о повышении пенсионного возраста для работающих белорусов. Невесело и сумрачно обстоят дела в обезлюдевшей Белоруссии, выносят суровый вердикт литовские СМИ.
Главным демографическим фактором XX века для Беларуси стала немецко-фашистская оккупация, партизанское сопротивление и карательное уничтожение жителей республики.В годы Великой Отечественной войны в Белоруссии погиб каждый четвертый. Многие районы по методике СС были «полностью очищены от гражданского населения для лишения партизан социальной поддержки и опорных пунктов». Например, в ходе Освейской трагедии 1943 года создана безлюдная полоса 40-километровой ширины на севере республики. Мужское население сотен деревень в возрасте от 15 до 55 лет расстреливалось на месте. Женщины и дети без учета родственных связей высылались в концлагеря. Если сумеют дойти по морозу. Активную роль в геноциде на белорусской земле играли прибалтийские каратели. Например, 2-й литовский полицейский батальон. Литовские СМИ не опечалены данным историческим фактом, невеселым и сумрачным? Как там поживают пенсионеры из 2-го нацибатальона, надбавки за антибольшевистский героизм вовремя получают?
В 1940 году население Белоруссии превышало 9 миллионов человек.В 1945 осталось менее 7 миллионов. Довоенная численность жителей республики достигнута только в 1971 году. Последующие четверть века отмечался плавный рост до максимального значения 10.2 млн. в 1994.Демографические процессы инерционны, реформаторская разруха 90-ых сказалась не сразу. 20 постсоветских лет в Белоруссии действительно снижалось количество постоянных жителей. Рождаемость не поспевает за смертностью. Но максимум падения пришелся на 2002 год. За последние 10 лет разрыв между рождаемостью и смертностью сокращен в несколько раз. Благодаря миграции с 2013 года в Белоруссии отмечена стабилизация численности населения на уровне 9.5 миллионов. В «последнюю диктатуру Европы» добровольно переселяется более 8 тысяч человек ежегодно - еще один повод для сумрачной печали литовских СМИ.
Как справедливо отмечал математик и писатель Л. Кэролл, часто приходится «бежать изо всех сил, чтобы оставаться на месте». Каковы результаты самой Литвы в ходе демографического забега длиною в четверть века? По европейской дорожке, под присмотром тренеров и консультантов из ЕС? Если коротко, то молодежь Литвы разбежалась по Европе, а старшее поколение осталось доживать свой век дома.Вторая мировая война привела к большим демографическим жертвам и в Литве. Но в отличие от соседней Белоруссии, львиная доля потерь была миграционной. Бегство на чужбину и насильственное переселение ужасно, но обратимо. Из мерзлых могил, из пепелищ Хатыни людей не вернуть.
Довоенной численности населения в 2.8 млн. человек Литва достигла на семь лет раньше Белоруссии - в 1964 году.В последующие 30 лет «тоталитарного угнетения» число жителей республики выросло до 3.7 миллионов, до рекордного показателя всех времен и эпох. Причем рост обеспечен за счет самих литовцев. Удельный вес представителей нетитульной нации не превышал в Литве 20 % за весь советский период.С победоносным окончанием данного периода закончился и рост литовского населения.
За четверть века долгожданного независимого процветания население Литвы резко сократилось, с 3.7 до 2.9 млн. Это первое место в мире (!) по скорости исчезновения страны - согласно печальному и сумрачному докладу Всемирного Банка за 2014 год.
Все базовые демографические факторы в Литве отрицательны и на государственном уровне их корректировка даже не планируется. Это и соотношение рождаемости и смертности. И миграция в страны ЕС и даже в Россию, на уровне 41.000 отъездов год! Возраст половины эмигрантов - от 20 до 30 лет, уезжает энергичное будущее. Своих детей молодые литовские семьи чаще рожают за рубежом, там и остаются жить. Типичны семьи с одним ребенком. В самой Литве ведется борьба не за перспективы для молодых семей, но за равноправие геев. Популярен эгоизм childfree и ксенофобия по отношению к новой волне мигрантов из афроазиатских стран. Сумрачный прогноз Eurostat о 2 миллионах жителей Литвы к 2040 году способен опечалить, если игнорировать его оптимизм.
Максимальная рождаемость в Литве отмечена в 80-ые годы прошлого века - при советском «оккупационном» режиме. После «агрессивного» включения в состав республики ее столицы Вильнюса и крупнейшего порта Клайпеда. После колоссальных вложений в промышленный, инфраструктурный, культурный потенциал республики. Надо бы отразить эти сумрачные факты в печальных литовских СМИ. Но пока там отражаются демографические соломинки из соседских глаз. Хотя из бревен собственных проблем впору складывать поминальный курган.