Польские власти вступили в прямой конфликт с соседями по Евросоюзу. Они хотят переписать конституцию и подмять под себя СМИ, за что их уже обвиняют в «путинизме».
Польские власти вступили в прямой конфликт с соседями по Евросоюзу. Правое правительство, неформальным лидером которого остается Ярослав Качиньский, стремится переписать конституцию и подмять под себя общественные СМИ. Партнеры по ЕС уже обвиняют поляков в «путинизме».
Рождественские и новогодние праздники не помешали победившей на осенних парламентских выборах в Польше партии «Право и Справедливость» (ПиС) начать реализацию своих проектов по изменению законодательства и укреплению собственной власти. Парламентское большинство пользуется полной поддержкой своего бывшего однопартийца Анджея Дуды, который, избравшись президентом страны, должен был приостановить членство в партии.
Польские правые говорят, что намерены построить «четвертую республику», то есть новый тип польского государства. А для этого надо как можно быстрее разделаться со всеми «предателями», как наиболее радикальные представители ПиС, не стесняясь, называют оппозицию, во главе которой стоит бывшая правящая центристская либеральная партия «Гражданская платформа». Первым шагом стала отмена решения прежних властей о назначении новых судей Конституционного суда. А затем и принятие нового закона о Конституционном суде, который фактически отменил контроль этого органа над решениями правительства и президента.
В Венгрии подобную «реформу» провел в свое время образец для подражания польских «правых» - премьер-министр Виктор Орбан. Его тогда не замедлил осудить Евросоюз. Венгрия потеряла часть дотаций Еврокомиссии, европейская пресса начала называть Орбана диктатором, что никак не помешало ему провести реформу конституции, ради которой разгром Конституционного суда и затевался.
В Польше ситуация развивается аналогичным образом. Новый закон о Конституционном суде вызвал осуждение со стороны партнеров по ЕС, в первую очередь, в Германии. Польская оппозиция также не дремала и сумела организовать многотысячные митинги протеста.
Однако партия «Право и справедливость», лидером которой остается Ярослав Качиньский, брат-близнец погибшего под Смоленском в авиакатастрофе президента Польши Леха Качиньского, не собирается отказываться от власти. Польские «правые» организовали свои демонстрации - в поддержку действий правительства и президента. А Сейм начал штамповать новые непопулярные у европейских либералов законы.
Вслед за Конституционным судом пришла очередь общественных медиа. Новый закон о СМИ изменил схему их работы. Качиньский (как и его окружение) помнит, как его критиковали, в том числе, и общественные СМИ, когда он был в середине 2000-х годов премьером, и твердо решил получить над ними контроль.
Поэтому новый закон установил, что вместо общественных советов, менять состав которых ПиС посчитал слишком долгим делом, руководителей общественных телеканалов будет назначать правительство. Не успел президент подписать такой закон, как новым главой общественного польского телевидения (TVP) стал один из радикальных сторонников правящей партии Яцек Курский.
Критики польской правящей партии в ответ назвали это «путинизацией» Польши. Некоторые немецкие политики, в том числе спикер Европарламента социал-демократ Мартин Шульц, даже заговорили о возможности введения против Польши санкций. Пошли слухи о возможности приостановки ее членства то ли в Совете Европы (международной организации, куда входит и Россия), то ли в Европейском Совете (совете глав государств ЕС). Причем наиболее вероятен именно второй вариант, ведь председателем этого органа является главный внутриполитический оппонент «Права и справедливости» - польский экс-премьер Дональд Туск.
В ответ Качиньский встретился с венгерским союзником Виктором Орбаном и тот заверил, что Будапешт наложит вето на любые санкции против Польши со стороны ЕС. Кроме того, польский МИД вызвал «на разговор» немецкого посла и поставил ему на вид, что германские политики делают недопустимые высказывания в адрес Польши и ее руководства.
Так что польские «правые» сдаваться не собираются. Напротив, судя по ударным темпам, которыми они меняют законодательство, Ярослав Качиньский и его соратники намерены уже к лету переписать польскую конституцию, закрепив там так называемые «консервативные ценности», а также превратить страну из парламентской в президентско-парламентскую республику.
Международное давление этому явно помешать не сможет. Единственный шанс избежать этой реформы для Польши - надеяться на конфликт в правящей партии. Ходят не лишенные основания слухи, что нынешний премьер Беата Шидло пытается перехватить контроль над партий у Ярослава Качиньского. Этот конфликт может как минимум притормозить «консервативные реформы».
Правда, в этом случае не избежать обострения отношений Польши и России. Сейчас «Право и справедливость» сконцентрировалась на противостоянии с ЕС, в первую очередь, с Германией. Но не стоит забывать, что отношение польских «правых» к Москве столь же негативное, как и к Брюсселю. Так что, прекратив конфликт с западными соседями, Польша наверняка переключится на восточных. Тем более, что уже сейчас она добивается, чтобы летом на саммите НАТО в Варшаве было принято решение о создании на ее территории новых баз Североатлантического альянса.
Ну а кроме того, польское правительство учредило новую комиссию по расследованию обстоятельств крушения президентского самолета под Смоленском в 2010 году. И выводы этой комиссии наверняка резко обострят отношения с Россией, которую многие в окружении Качиньского считают виновной едва ли не в умышленном убийстве его брата.