СМИ массово обсуждают продолжающееся падение цен на нефть, пытаются предсказывать перспективы и рассуждают о вероятности глобального экономического кризиса.
NY Times опубликовала статью под названием «Цены на нефть опять опускаются, а дна по-прежнему не видно». Сейчас цены достигли низшей отметки за последние 12 лет. Эта динамика ощущается по всему энергетическому сектору и за его пределами. В частности, это заметно на примере Саудовской Аравии, России и США. Эксперты прогнозируют дальнейшее падение цен, ссылаясь на то, что на энергорынок выходит Иран, а спрос падает. В этом смысле нынешняя напряженность в отношениях Саудовской Аравии и Ирана большого влияния на рынок не окажет, потому что он уже и так находится в нестабильном состоянии.
Goldman Sachs, продолжает NY Times, предсказывает падение цен до уровня $20 за баррель. Ту же цифру указывает в своих прогнозах Morgan Stanley. Аналитики из Barclays по-прежнему предсказывают рост цен на нефть во второй половине 2016 г., но, по их прогнозам, средняя цена за год составит порядка $37. Падение цен на нефть, в свою очередь, ведет к снижению цен на газ.
Отчасти такое положение дел вызвано отказом Саудовской Аравии сократить нефтедобычу. Смысл этого решения был в том, чтобы вытеснить из отрасли конкурентов, особенно нефтепроизводителей в США. Но в итоге этот шаг привел к тому, что сама Саудовская Аравия и ее партнеры страдают из-за недостатка финансирования в своих энергозависимых экономиках.
Издание The Week предсказывает падение цен до $16-$10, ссылаясь на Royal Bank of Scotland и Standard Chartered соответственно. Впрочем, само же издание оговаривает, что сейчас речь идет скорее о соревновании «кто предскажет цену ниже» среди аналитиков. Что касается стран-производителей, речь идет о ценовой войне, вызванной выходом Ирана из-под санкций.
The Economist задается вопросом о том, не пора ли еще говорить о возвращении на рынок ситуации 2008 года, когда начался тяжелый глобальный экономический кризис. Автор ссылается на Джорджа Сороса, который обычно не поднимает тревоги без повода, а сейчас выражает беспокойство по поводу положения дел в макроэкономике. Мейнстримные аналитики рецессии не предсказывают, но, опять же, они ее не предсказывают никогда.
Можно сказать, что глобальная экономика очень замедлилась, но говорить о рецессии пока не приходится. Впрочем, она может быть спровоцирована - например, геополитическими событиями. В первую очередь, автор имеет в виду суннитско-шиитское противостояние. Но ситуация, сопоставимая с 2008 г., возможна только в том случае, если лопнет долговой пузырь. И в этом смысле речь идет, прежде всего, о росте китайского долго относительно ВВП. Пока среди экспертов преобладает мнение, что Китай в состоянии справиться с ситуацией. Но если он с ней не справится, то кризис ударит, прежде всего, по Азии и развивающимся экономикам. В таком случае, правда, это будет больше напоминать 1998 год, когда развитые экономики пострадали не столько за счет своих собственных проблем, сколько за счет ситуации в развивающихся странах.