Руководитель Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Виктор Иванов дал эксклюзивное интервью "Голосу России". Вести.Ru публикуют это интервью.
- В России стартовало, пусть и добровольное на данном этапе, тестирование школьников на наркотики в двух городах. Это Челябинск и Москва. Все ждали. Дмитрий Медведев об этом говорил. Какую роль в этом тестировании играет ваше ведомство? Как с вами это согласовывалось?
- С нами это не согласовывалось. И мы в данном случае какую-то определенную роль не играем. Другое дело, что Государственный антинаркотический комитет Российской Федерации, а я являюсь еще и председателем этого комитета, это межминистерская структура, которая позволяет вырабатывать антинаркотическую политику. Вот в этом смысле Антинаркотический комитет выступил инициатором проведения тестирования, причем на основе, конечно, добровольности. При этом хотел бы отметить, что такое тестирование проводится в целом ряде регионов Российской Федерации, и уже достаточно давно. Я хотел бы упомянуть и Башкортостан, Татарстан и ряд других регионов. К слову говоря, в Московской области уже не первый год проводится это тестирование. Просто сейчас это обрело определенную значимость, определенное что ли понимание, осознание обществом, что это глубокая проблема. Поэтому это, видимо, вызывает такую реакцию.
- И у многих сейчас возникает вопрос. И вы, видимо, раскроете тайну, каким образом происходит вот это тестирование? Что, приедет автобус с медиками, и у всех начнут поголовно брать кровь, как?
- Да нет, конечно. По нашему разумению, это вполне может осуществляться в старших классах при проведении диспансеризации школьников. Это та диспансеризация, которая осуществляется на основе анализов биологических проб материала. И этого достаточно. И не обязательно устраивать отдельное шоу с автобусами, как вы говорите. Другое дело, что у нас в соответствии с законодательством вопросы здравоохранения и образования отнесены к ведомству субъектов федерации, то есть это их компетенция. Поэтому, исходя из тех возможностей, из тех подходов, которые есть в каждом субъекте федерации, они, конечно, могут варьироваться в определенном что ли смысле, они будут осуществляться с учетом возможностей, которые там есть. Но в целом, я считаю, что для этого не нужно устраивать отдельные какие-то спектакли, так. А это должно в ходе всеобщей диспансеризации осуществляться.
- Ну вот пишут, что не все родители дают согласие. Есть какая-то статистика, насколько охотно все-таки люди идут на подобные проверки?
- Ну, это естественно на самом деле. Статистика такая есть. 90 процентов родителей желают знать, убедиться на основе анализа крови или иных биологических материалов, есть потребление наркотиков или нет потребления. И повторяю, что принцип добровольности, он очень важен. Если родители беспокоятся за судьбу ребенка, хотят убедиться на раннем этапе что ли, на этапе что ли экспериментов еще только с наркотиками. Потому что начинается все с экспериментов. Еще люди, дети не являются наркопотребителями или наркозависимыми в полном смысле этого слова, но начинают, что называется, баловаться. Потому что в 15-16 лет как раз дети все больше времени проводят вне школы и вне родительского внимания, бывают на дискотеках, на танцах там, в местах досуга и т.д., то естьпредоставлены во многом сами себе. Где они общаются, могут сталкиваться с такими же сверстниками или людьми несколько более старшего возраста, которые уже начали потреблять наркотики. И могут перенимать стереотипы поведения таких, тоже в свою очередь начинающих, наркопотребителей.