Минздрав Украины опубликовал проект Национального перечня лекарственных средств, которыми в обязательном порядке должны быть обеспечены аптеки и больницы по всей стране. Все бы ничего, но за основу был взят перечень, разработанный Всемирной организацией здравоохранения для слаборазвитых африканских стран.
Украинские чиновники уверяют, цели у внедрения нацперечня благие. Включенные в него препараты должны гарантировать лечение наиболее распространенных заболеваний, ценообразование должно быть прозрачным, а государство должно обеспечивать их наличие в аптеках и медицинских учреждениях.
Однако проблема заключается в том, что за основу украинского нацперечня был взят Базовый перечень необходимых лекарственных средств, разработанный специалистами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и ориентированный на страны с отсталой системой здравоохранения или не обладающих таковой в принципе. С одной стороны ничего удивительного в подобном перечне нет. На сайте ВОЗ говорится о том, что каждое государство, принимая во внимание базовый перечень - дополняет его в соответствии с потребностями жителей этой страны.
Но судя по всему, украинские здравоохранители уверены, что в их стране нет какой-либо специфики распространенных заболеваний и препаратов для борьбы с ними. Поэтому нацперечень не сильно отличается от списка лекарств, предназначенных для африканских стран. В частности, в проект вошли препараты для лечения малярии. Но если верить данным той же ВОЗ, например, в 2011 году на Украине не зафиксирован ни один случай заболевания этим тропическим вирусом. Однако же украинский вариант перечня рекомендует государству иметь в наличии аж 12 видов противомалярийных препаратов. Пожалуй комментарии излишни.
В списке есть препараты и против других инфекций, совершенно не свойственных для Украины. Эксперты также отмечают наличие препаратов, которые имеют множество противопоказаний и давно заменены на более качественные аналоги. Еще одна проблема - отсутствие в списке некоторых лекарств, которые до настоящего времени обеспечивались государством. Специалисты в области медицины бьют тревогу - подобный «перечень» говорит об окончательной деградации бесплатной медицины, а значит и сильнейшем ударе по здоровью украинцев.
В целом же доступность лекарственных препаратов для большинства украинцев в последнее время существенно снизилась. Девальвация гривны стала причиной увеличения стоимости фармацевтической продукции, большая часть которой импортируется. Так, инфляция для этой группы товаров в марте 2015 года относительно марта 2014 года превысила 70%. Это уже привело к тому, что больницы и аптеки регулярно сталкиваются с дефицитом некоторых препаратов. Кроме того систему здравоохранения ждут сокращения штата и закрытие ряда медучреждений.
Причины подобных тенденций в украинской медицине вполне закономерны. Из-за того хаоса, в который ввергли страну Яценюк и Порошенко, у государства нет денег на поддержание здравоохранения даже на уровне эпохи Януковича. Впрочем, было бы несправедливо заявить, что денег совсем нет. Их нет именно для медицины. Другое дело военный бюджет. Так, например, предусмотренные в текущем году расходы на здравоохранение оказались на 16% меньше, чем в 2013 году. А вот госрасходы на оборону по сравнению с тем же периодом увеличились в 2,5 раза, - на 51 млрд. гривен, или ровно настолько, сколько составляет нынешний бюджет здравоохранения.
Таким образом, Украина продолжает избавляться от характеристик европейской державы и обретать черты абсолютной периферии. Страны, в которой быстрыми темпами добиваются остатки советской медицины и на смену им приходят отнюдь не европейские стандарты, а некие меры ВОЗ, целью которых является борьба со смертностью и эпидемиями опасных заболеваний. Меры, принятые 38 лет назад, чтобы африканские и иные беднейшие страны массово не вымирали на глазах у глобализирующихся стран «первого мира».