Рок-музыка - лучшая форма для выражения своих политических взглядов!», - признался на пресс-конференции System of a down фронтмен группы Серж Танкян.
Концерт вновь воссоединившихся System of a down для российского слушателя уже не сенсационное событие. За последние годы были уже и переполненный «Олимпийский», и феерический сет в финальный день фестиваля Kubana 2013. Однако на этот раз калифорнийские звезды тяжелого nu metal приехали не праздновать свое воссоединение, и не воспевать новый альбом. Напротив, собственные творческие планы музыканты нарочито опускают и прячут в тени, украдкой лишь намекая, что со временем поклонники получат свое: «В частных беседах мы, конечно, обсуждаем будущую возможность поработать в студии. Но сейчас мы не хотели бы отвлекаться от главной цели этого тура». На первый же план в коротком турне «Wake Up The Souls» («Разбудите души»), состоящем всего из семи городов, выходит очень серьезная и совсем немузыкальная тема - 100-летие геноцида армян. И сами участники группы - Серж Тянкян, Дарон Малакян, Джон Долмаян, Шаво Одаджян - как одни из наиболее известных во всех мире представителей этого народа, считают, что никто лучше них не сможет обратить внимание на эту проблему, актуальную и по сей день.
Участники коллектива уверены: исторические события, происходившие в Турции в 1915 году, во время которых армянский народ подвергался давлению, депортации и даже уничтожению, как нельзя более актуальны и для нашего времени. «Мы хотим обратить внимание людей и на то, что геноциды происходят даже сейчас в разных частях мира: в Африке, Ираке и других странах. Истребление людей, происходящее ради денег или прав на нефтяные месторождения, должно прекратится», - сообщил журналистам Джон Долмаян. «Последние дней 20 мы только и делаем, что даем пресс-конференции, посвященные этой теме», - добавил Серж Танкян.
Казалось бы, играть рок-концерт по случаю поминок - не самое лучшее решение. Однако на протяжении более чем двух с половиной часового шоу участникам SOAD удавалось выдавать хит за хитом, сохраняя при этом серьезное и не лишенное сочувствия к происходящему выражение лица.
Все действо было разделено на три части, которым предшествовали анимированные ролики с русскими субтитрами, кратко повествующие об геноциде армян голосом лидера Rage Against The Machine Тома Морелло. Однако уже к последнему мультфильму наглядное изложение исторических событий сменилось личной точкой зрения коллектива. Досталось и властямТурции, которая до сих пор окончательно не хочет признавать свою вину за случившееся, и всем остальным странам, которые избегают лишних ссор и поэтому предпочитают молчать. И даже без портрета Сталина с говорящей подписью «Геноцид работает» не обошлось. В общем, невиновным из этой истории вы вышел никто. Однако интересней всего было наблюдать за зрителями в зале. Ведь в этот вечер в «Олимпийском» было немало представителей армянской диаспоры, которые пришли скорее не послушать любимую группу, а выказать дань уважения своим именитым землякам за правое дело. Но и они, и даже абсолютно аполитичные меломаны, и просто преданные фанаты SOAD в равной степени, то испытывали какое-то коллективное чувство вины, то наполнялись гордостью. И даже те, кто пришел лишь попрыгать вдоволь в сёркл-питах, время от времени уважительно опускали еще незажженный файер, проникнувшись болью своих кумиров.
Во всем остальном концерт System of a down ничем не отличался от их обычных шоу. Разве что, Серж Тянкян на этот раз обошелся на сцене без причудливых шляп и чуть уменьшил количество своих фирменных безумных гримас. Кардинально менять трек-лист группе не пришлось. Не смотря на то, что последний альбом они выдавали с десяток лет назад, проверенных хитов, звучащих актуально и свежо и по сей день, им с лихвой хватает на целый вечер. Специально подбирать песни, поднимающие наиболее серьезные вопросы, тоже не было необходимости. Развлекательным характером тексты SOAD никогда не отличались. На световом шоу музыканты, также, не стали экономить. «Олимпийский» светился и переливался изнутри, как новогодняя елка. Зато все тридцать с лишним песен были сыграны группой, как на одном дыхании. Непрекращающаяся многоуровневая какофония, которая давно стала фирменным стилем SOAD, словно вихрь подхватила всех зрителей и не отпускала до самого финала.
На каждом треке весь зал как завороженный то отчеканивал текст на скорости вместе с рэп-речитативами Сержа Танкяна, то заливался на все лады во время задушевных национальный армянских напевов от Дарона Малакяна.
Описать свои собственные музыкальные пристрастия на пресс-конференции участники «Системы» смогли лишь пространным ответом: «Мы слушали все подряд. Все, что попадалось под руку, от рока и джаза до классической музыки». Хотя именно так и можно охарактеризовать их собственное творчество. Смесь высокопрофессиональной инструментальной музыки с роком, рэпом, регги, фолком и даже элементами оперы - далеко не весь широкий список того, чего SOAD вплетают в свои песни. Ничего поистине музыкальное и экспериментальное не чуждо этому коллективу.
Поэтому по классическим звукам фортепьяно, они могут быстро ударить зашкаливающими гитарными рифами и отшлифовать это все напевами в стиле Боба Марли. Наверное, именно в таком способе подачи звука в зал и скрывается секрет их мастерства управления собственной аудитории. Буквально через 10 минут после начала шоу, расшатанная и разогретая как пластилин публика, сама сдается на милость кумирам. И дальше зал, как стая грызунов в одном из российских мультиков, словно под звуки волшебной флейты, с блаженным выражением на лице и с полной преданностью в глазах, готов слушать, воспринимать и следовать каждому слову этих кудесников. Стоит отдать должное Танкяну и компании, используют они этот бонус от собственного творчества лишь сугубо в просветительских целях. И с не меньшей благодарностью воздают залу за их понимание и неравнодушие к собственным словам.
Без политических лозунгов, призывов, откровенного порицания и долгих речей SOAD удалось привлечь внимание к проблеме геноцида армян быстрее и, как бы ужасно это не звучало, интереснее всех экспертов, озабоченных этим вопросом. Неравнодушным с концерта не ушел никто. А вечером даже те, кто слышал о дате столетия геноцида впервые, полезли в интернет, чтобы добыть недостающую информацию. Секрет успеха такой музыкальной компании прост: аудитория получила от музыканта качественное полноценное шоу, ее никто ни к чему не склонял и не пытался переубедить. Все, что сделали музыканты - максимально открылись перед незнакомыми им людьми. Именно эта искренность и принесла успех их миссии.
23 апреля в день столетней годовщины геноцида армян группа выступит в самом центре Еревана. Это будет первый концерт SOAD на своей исторической родине. Такая красивая и одновременно грустная логическая точка в финале турне - была более, чем очевидна. Вход на шоу группа решила сделать бесплатным. Лишь предупредив поклонников о лимите в 50 000 зрителей. Большее количество желающих площадь Республики просто не сможет вместить.
Конечно же, на этом работа SOAD с проблемой геноцида не закончится. Они и дальше будут придумывать новые акции, высказываться перед журналистами и всячески поднимать этот вопрос. Однако хочется верить, что за всем этим Серж, Дарон, Джон и Шаво все-таки найдут время для того, чтобы засесть в студии на пару месяцев, и написать новый, не менее острый и актуальный с точки зрения текстов и подачи альбом группы System of a down. Хотя бы ради того, чтобы просто порадовать свою многомиллионную толпу поклонников во всем мире.