В последние несколько недель в российском автомире только и разговоров как о дорогих автомобилях. Причем не о каких-то конкретных марках, а в целом.
Перечень машин аморфен и непонятен, как раз основные споры идут о том, что считать дорогим авто, а вот тем для обсуждения две, и они вполне четко сформулированы: введение дополнительного налога на роскошные машины и ограничение максимальной стоимости служебных машин чиновников.
Роскошь, а не средство передвижения
Идея о том, чтобы владельцы дорогих авто платили повышенный транспортный налог появилась не вчера, об этом говорил еще Владимир Путин во время своей предвыборной кампании, однако подступиться к этому вопросу не удавалось долго. Самая большая сложность - определить те параметры, по которым должна проходить граница между роскошным и «обычным» автомобилем.Первым предложением было по старинке считать лошадиные силы. Но это откровенно провальный вариант.
У старых спорткаров и джипов лошадиных сил много, а рыночная стоимость ниже новой малолитражки - какая же это роскошь? Второе предложение уже отдавало здравым смыслом - признать роскошными определенные автомобильные марки. В список попали Bentley, Lamborghini, Ferrari, Maserati, Porsche, Aston Martin, Roll-Royce и некоторые другие. Но и тут наметилась явная проблема - топовые модели «обычных» марок бывают очень дорогими, а в список роскошных не попадают. Несправедливо. Наконец, победил самый разумный вариант - к роскоши будут относить автомобили по их стоимости.
Правда, ценовая граница роскошности долгое время оставалась предметом споров. На рассмотрение в Госдуму в первом чтении поступил закон с цифрой 5 миллионов рублей. Вопросов это ни у кого не вызвало - машины по такой цене это действительно роскошь. Но после третьего чтения была принята планка в 3 миллиона. И именно ее утвердил Совет Федерации, и подписал президент. Естественно, речь идет только о легковых авто.
Снижение порога заметно расширило список автомобилей, которые попадают в список роскошных. Если раньше это действительно были сплошь премиальные модели, то сейчас по всем параметрам проходят и «обычные» машины в топовых комплектация. Например, Volkswagen Touareg и Nissan Patrol. Да что говорить про «немцев» и «японцев», если даже некоторые «корейцы» преодолевают рубеж в 3 миллиона рублей. А именно Hyundai Equus и Kia Quoris. Иные достаточно популярные внедорожники попадают в категорию роскошных, например Audi Q7 и Cadillac Escalade. Очень тщательно подбирать комплектацию придется покупателям BMW, Lexus и Mercedes-Benz. Чуть переборщил с опциями и получай не «обычную» машину, а роскошную.
Стоимость автомобилей будет определять Минпромторг на основании данных таможенной статистики и сделок с соответствующими моделями авто. Вполне возможно, что эта цифра будет отличаться от ценников в автосалонах. Как сказано в законопроекте, перечень машин, которые попадают под действие повышенного налогообложения, будет ежегодно не позднее первого марта публиковаться на сайте министерства промышленности и торговли.
Владельцы машин стоимостью от 3 до 5 миллионов в первый год владения должны будут доплатить 50% от своего стандартного транспортного налога, рассчитанного по мощности, во второй год - 30%, а в третий - всего 10%. На машины от 5 до 10 миллионов вводится двойной налог, причем недифференцированный: платить его придется 5 лет и одну и ту же сумму каждый год. Для машин стоимостью 10-15 миллионов рублей и возрастом моложе 10 лет, а также автомобилей дороже 15 миллионов любого возраста сумму стандартного налога будут умножать на три.
Конечно, большинству автомобилистов страны планка что в 5 миллионов, что в 3 одинаково неинтересна, у них все равно автомобили гораздо дешевле. Однако заметим, что роскошность машин будет определяться по цене нового автомобиля, а налог действовать несколько лет, в том числе и на б/у машины. Например, купив двухлетний Volkswagen Touareg, который новым стоил более 3 миллионов рублей, еще год придется оплачивать налог по увеличенной ставке. Кроме того, однозначно вырастет аренда представительских авто и свадебных лимузинов - они гораздо дороже указанной планки.
Если закон подпишет президент, он может вступить в силу уже с 1 января 2014 года.
Машина для чиновника
Если налог на дорогие машины интересен лишь части автолюбителей, то споры вокруг закона о максимальной стоимости машин для чиновников затрагивает всех. Ведь на покупку этих машин тратятся деньги налогоплательщиков, то есть каждого из нас. Отдавая часть честно заработанного в бюджет, очень неприятно потом читать в списках закупок и тендеров об автомобиле за 7,5 миллионов рублей для Центральной базовой таможни или о внедорожнике за 4 миллиона рублей для Пенсионного фонда Чечни.
В этом вопросе уже тоже есть готовый законопроект, который рассматривается в Госдуме. Правда, он только прошел первое чтение, и пока неизвестно, в каком виде пойдет дальше. Автор проекта - известный думский автозаконодатель, первый зампред комитета по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков. Его предложение простое - установить верхнюю ценовую границу на уровне 3 миллионов рублей. Никаких статистических выкладок по продажам или состоянию рынка он, предлагая такую сумму, не приводит. Правда, в свете вышеописанного закона про увеличение транспортного налога, она выглядит логично. Если планка чрезмерного потребления установлена на уровне трех миллионов, то разумно и для чиновников использовать такую же, чтобы слуги народа ездили на хороших, но не роскошных авто.
По словам Лысакова, планка не означает, что сразу все кинутся покупать машины за 3 миллиона. Такая стоимость служебных авто будет установлена только для высших начальников. Подчиненные, руководствуясь субординацией, сами выберут себе машины поскромнее. В итоге средняя стоимость служебной машины будет гораздо ниже, чем сегодня. Но это предположение сделано «на глазок», без анализа возможной ситуации, и многие автоэксперты с ним не согласны.
Закон Лысакова - самый мягкий для чиновников вариант. Параллельно с его обсуждением на сайте «Российской общественной инициативы» шел сбор подписей под проектом Алексея Навального, который запрещает сотрудникам госкорпораций и компаний под государственным контролем покупать служебные автомобили дороже полутора миллионов рублей. Набрать необходимые 100 тысяч подписей удалось за три месяца. Теперь предложение обязательно должно быть рассмотрено на федеральном уровне.
Впрочем, чиновники и сотрудники госкомпаний - это все-таки разные категории. К тому же планка в 1,5 миллиона не имеет даже малейшего логического обоснования. Почему именно 1,5, а не 1,6 или 1,4? Да и мала эта сумма по сегодняшним ценам. Многие эксперты уже объявили предложение Навального популистским, оторванным от реальной жизни и цен. Народ в интернете, понятное дело, проголосует за любую сумму, хоть в 500 тысяч. Но представить, что топ-менеджер крупной госкорпораций будет ездить на служебном автомобиле уровня, которые его подчиненные ниже на несколько рангов могут купить в личное пользование, довольно проблематично. Планка Лысакова выглядит куда более реалистичной, а, значит, у нее больше шансов воплотится в жизнь.
А ведь есть еще даже более радикальный вариант, чем у Навального. Партия «Родина» предлагает установить ограничение на уровне 1 миллиона рублей. Но этот проект даже обсуждать всерьез никто не собирается.
В общем, какой из проектов будет принят и будет ли - пока непонятно. А пока масла в огонь общественной дискуссии подлил координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов, который заявил, что все запретительные законы безнадежно устарели, потому что продвинутые чиновники уже давно не покупают автомобили в служебные гаражи, а арендуют. А тут какую планку ни установи, все равно государев человек будет ездить на чем сам хочет, и проконтролировать это практически невозможно. Резон в его словах тоже есть. Если не закрыть эту лазейку, любой принятый закон будет мертворожденным.
Уважаемые читатели, как вы относитесь к законопроектам, о которых шла речь в этом материале. Нужно ли вообще вводить ограничения и налоговые надбавки? Какая сумма вам видится наиболее справедливой - пять, три или полтора миллиона рублей и почему? Свои мнения вы можете высказывать в комментариях к этому материалу.