Расширение сельскохозяйственных угодий за счет сокращения тропических лесов приведет к изменениям климата в регионе и отрицательно скажется на урожаях сои и кормовых культур. Бразильские исследователи прогнозируют ситуацию, которая может сложиться к 2050 году, когда увеличение площади посевов в два раза приведет к сокращению урожая на 30%.
В амазонской сельве 2+2 не обязательно 4. Расширение площади сельскохозяйственных угодий и пастбищ приведет к сокращению производства сельского хозяйства и животноводства. Этот кажущийся парадокс вызван изменениями климата, произошедшими в результате вырубки лесов. Проведенное исследование показывает, что помимо сокращения способности Амазонки поглощать углекислый газ, при всех возможных сценариях, земли, где будут вырублены леса, дадут меньше сои и кормовых культур. Лишь восстановление лесов может увеличить урожаи, что маловероятно.
Amazonia Legal представляет собой территориально-административную единицу, созданную правительством Бразилии. В нее входят девять штатов страны, полностью или частично располагающиеся в амазонской сельве. Это порядка 5 миллионов квадратных километров, или почти 60% территории Бразилии. Подобные размеры направлены на решение трех важных задач: регулирование мирового климата, поглощение углекислого газа и - уже на региональном уровне- земля и ее использование имеют основополагающее значение для будущего Бразилии. То есть, поступательное развитие Бразилии в большой степени зависит от состояния сельвы.
Чтобы понять, что ожидает нас в будущем, исследователи из нескольких университетов Бразилии и США сконструировали модель взаимодействия климата и землепользования. Взяв в качестве точки отсчета 2050 год, они предложили три следующих сценария: вырубка лесов прекращается; продолжается, в соответствии с новыми законами Бразилии об охране окружающей среды, или же, как предлагает руководство агропромышленного комплекса, сельва должна исчезнуть ради процветания сельскохозяйственной и животноводческой Бразилии. Для каждого из сценариев они разработали модели производительности, как первичного леса, так и пастбищ и посевов сои, исходя из того, что она будет оставаться главной сельскохозяйственной культурой страны на ближайшие 40 лет. Казалось бы, все логично: чем больше гектаров занимают пастбища или посевы, тем выше объем производства сельского хозяйства и животноводства. Но логика человека и климата подчиняется разным законам.
«Мы надеялись увидеть какую-нибудь компенсацию, однако, к нашему удивлению увеличение площадей вырубки может привести к тупиковой ситуации, когда вызванная уничтожением лесов невозможность решения природоохранных задач не будет компенсирована ростом сельскохозяйственного производства», считает профессор Лейдимере Оливейра (Leydimere Oliveira), работающий в федеральном университете La Pampa. Наоборот, почти при всех сценариях, как поглощение углекислого газа, так и производительность труда сократятся к середине века, какие бы усилия ни предпринимались.
И лишь при условии прекращения расширения сельскохозяйственных угодий, производительность пастбищ и соевых плантаций удастся удержать, хотя и с некоторыми сокращениями. «Есть ощущение, что существует предел расширению земель сельскохозяйственного назначения в бассейне Амазонки. До этого предела подобное расширение не влечет за собой серьезных экономических последствий. После преодоления этого предела климатические последствия, о которых шла речь выше, начинают приводить к значительному сокращению сельскохозяйственного производства», добавляет Оливейра. Эти климатические последствия связаны с тем воздействием, которое изменения в землепользовании оказывают на циркуляцию воздушных потоков в регионе и, как следствие, на местный климат. «Если говорить кратко, уничтожение лесов ведет к сокращению испарения воды растениями, а это вызывает сокращение количества влаги в атмосфере, которая затем выпадает в виде дождя», поясняет профессор Маркос Кошта (Marcos Costa), сотрудник федерального университета Висосы и соавтор исследования, опубликованного в Environmental Research Letters.
Чтобы придти к выводу о том, что больше значит меньше, исследователи вначале рассчитали первичную производительность посевов сои и пастбищ по состоянию на сегодняшний день. В настоящее время лесная биомасса бассейна Амазонки поглощает 91.500 миллионов тонн углекислого газа, то есть, в среднем по 179 тонн с гектара.
При этом среднегодовая производительность посевов сои составляет 2,7 тонны с гектара. Что касается кормовых культур, то почти полтора миллиона квадратных километров пастбищ дают 16,2 тонн с гектара.
В период с 2041 по 2060 год все окажутся в проигрыше. Если вырубка лесов будет и дальше ограничиваться, что было впервые отмечено в 2004 году и достигло своей наивысшей точки к 2011 году, когда было вырублено на 68% меньше лесов, чем за предыдущее десятилетие (19.600 квадратных километров), способность амазонской сельвы поглощать углекислый газ сократится на 39%. То есть, никто не сможет остановить повышение температуры в этом районе, которое в восточной части бассейна Амазонки достигнет 2,3º. Если не будет срублено больше ни одного дерева, повышение температуры и нарушение режима выпадения осадков приведут к сокращению производства кормовых культур на 7%, а посевов сои - на 7,4%.
Но если вырубка лесов не будет остановлена, то эти прогнозы окажутся слишком оптимистичными, поскольку изменения в землепользовании неотвратимо повлекут за собой изменения местного климата, то есть, приведут к тем самым климатическим последствиям, о которых говорили ученые. «Один фермер, срубивший дерево, не вызовет серьезных климатических изменений. Но если тысячи фермеров начнут рубить деревья, то они неизбежно вызовут изменения климата, от которого зависит их сельскохозяйственное производство», предупреждает Кошта.
Правительство и агропромышленный комплекс выступают за дальнейшую вырубку лесов
Все указывает на то, что леса и дальше будут вырубать. Осмелев в связи со снижением темпов вырубки амазонской сельвы, правительство Бразилии изменило Лесной кодекс прежде всего с целью обеспечить выполнение своего Плана ускоренного развития, предусматривающего в качестве одной из приоритетных задач развитие агропромышленного комплекса. Еще большую активность развили представители частного бизнеса, намеревающиеся уже к 2020 году удвоить объем сельскохозяйственного производства. А леса этому явно мешают.
Но ни правительство, ни промышленники не учитывают последствия, к которым могут привести их замыслы. Как утверждают авторы исследования, при контролируемой вырубке лесов поглощение углекислого газа снизится к 2050 году со 145 тонн с гектара до 105-112 тонн. А если произойдет либерализация, которой так настойчиво требуют промышленные круги, то эти показатели сократятся еще больше: до 64-74 тонн с гектара.
Защитная функция, которую выполняет амазонская сельва в планетарном масштабе, их мало интересует, зато очень интересуют собственные финансовые интересы. Хотя на новые посевы кормовых культур и сои предполагается дополнительно выделить самое большее 2,1 миллиона квадратных километров угодий, предварительно очищенных от леса, объем сельскохозяйственного производства в абсолютных цифрах значительно сократится.
Если все будет развиваться в соответствии с планами правительства, то среднегодовая производительность угодий, занятых под кормовые культуры, сократится с 16,3 тонн с гектара до 11,4 тонн. Если будут воплощаться в жизнь планы агропромышленного комплекса, то этот показатель упадет до 10,8 тонн. Усиление климатических изменений в регионе вследствие вырубки лесов приведет к тому, что нынешние обширные животноводческие районы, расположенные в северных штатах Пара (Pará) и Мараньяо (Maranhao) утратят свое значение, говорится в исследовании. Что касается сои, то производительность в 2,5 тонны семян с гектара (в случае прекращения дальнейшей вырубки лесов) может снизиться до 1,9 тонн, если следовать по пути, намеченному правительством, и даже до 1,8 тонн, если возобладает мнение о том, что Бразилия должна стать крупнейшим мировым производителем сои.
Если расчеты исследователей окажутся верными, то остается только один выход: заново засевать лесами бассейн Амазонки. Строго говоря, ученые упоминают этот сценарий в своих выводах для того, чтобы подчеркнуть результаты исследования, но сами при этом так слабо в него верят, что даже не использовали его при конструировании моделей производительности. Как заявил Кошта, «наша роль как ученых заключается в разработке научных доводов с цель остановить вырубку лесов. Остается лишь надеяться, что правительственные учреждения примут их во внимание».