В структуре работы московской "скорой помощи" постоянно происходят какие-то изменения. И, что примечательно, изменения не самые приятные - как для сотрудников "скорой", так и для потенциальных пациентов. Впрочем, московские власти выражают полную удовлетворённость происходящим.
В конце апреля в СМИ появились сообщения о планирующихся глобальных сокращениях в штате сотрудников столичной станции скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова. По информации газеты "Известия", под сокращение попали более трёхсот санитарок, которых предполагают заменить на сотрудников коммерческих клининговых компаний. Кроме того, издание сообщило о сокращении почти на две трети фельдшеров по приему вызовов.
В первом случае, как следовало из процитированного документа, до сведения младшего медицинского персонала по должности "санитарка" доводилось, что поскольку "вакантные должности, перевод на которые вам мог бы быть предложен, отсутствуют, в связи с этим вы можете решить вопрос трудоустройства путем самостоятельного поиска или путем обращения в службу занятости". Эта информация нашла своё подтверждение и на страницах специализированных медицинских форумов, участники которых сообщали о выданных младшему медперсоналу письменных предупреждениях об увольнении по сокращению штатов.
Более того, данный факт подтвердил и заместитель мэра по вопросам социального развития Леонид Печатников, отметив, что без работы никто не останется, поскольку санитарок переведут в штат клининговых компаний. "Санитарки на скорой помощи выполняют функции уборщицы в офисных помещениях в подстанциях скорой помощи, а в составе экипажа их нет. Принято правильное решение отдать клининговым компаниям уборку, как это делает весь мир. Они (санитарки) из штата скорой помощи перейдут в штат клининговых компаний", - заявил он.
При этом заместитель мэра добавил, что по его информации в "скорой" нет не никаких сокращений, более того, "идет массовый набор" в связи с открытием новых подстанций. Печатников заверил журналистов, что в службу скорой "выстраиваются очереди" из желающих попасть на работу, поскольку врачи зарабатывают 80-90 тысяч рублей в месяц, а фельдшеры - 60-70 тысяч рублей. Чем, кстати, изрядно насмешил действующих врачей и фельдшеров столичных "скорых".
По словам последних, Печатников оперировал максимальными цифрами (то есть, подобные суммы получают при условии наличия большой выслуги лет, высшей категории и т.д.), в то время как у большинства врачей зарплаты на порядок ниже. "А почему обсуждается максимальная сумма? Почему не говорят, сколько получает молодой специалист после медколледжа или медучилища?", - возмущаются медики.
Но до врачей и фельдшеров очередь ещё дойдёт. А пока вернёмся к санитаркам.
Здесь следует пояснить, что для работы санитарками действительно не требуется никакого специального медицинского образования. Однако необходимо учитывать специфику деятельности, так что работа уборщицы в офисе и в медицинском учреждении, а тем более на "скорой помощи" отличается радикально. И стоит ли уточнять, что труд санитарок является куда более тяжелым, а сами они, даже при отсутствии профессиональной квалификации, зачастую являются помощниками врачей и медсестер. Особенно на "скорых", где санитар в некоторых случаях может привлекаться в том числе и для оказания первой помощи пострадавшему.
Что же мы получаем в случае прихода на подстанции "скорой помощи" профессиональных мастеров клининга?
В идеале, это хорошо обученные сотрудники, исполняющие свои обязанности согласно должностной инструкции. Повторимся, речь идет именно об идеальном работнике и идеальной инструкции. Но даже в этом случае существует большая вероятность того, что такой работник в принципе не будет выходить за пределы своих должностных обязанностей. Дескать, я тут только полы мою, а всё происходящее вокруг меня не волнует. И не получится ли так, что санитар на "скорой", прежде чем выполнять просьбу врача, будет сверяться со своей инструкцией?
А учитывая, что идеальная ситуация реализуема только на бумаге, на практике мы получаем не самый квалифицированный персонал, состоящий, как показывает практика клининговых компаний, из приезжих жителей среднеазиатских республик. Многие из них даже не говорят по-русски, что уже создает некоторые трудности. Кроме того, достаточно справедливыми представляются опасения насчёт того, что клининговая компания получает за предоставляемые услуги строго определённую сумму, а вот сколько она платит своим работникам - исключительно её дело. Так что работать на предлагаемые зарплаты в тяжелых условиях пойдут только те, кому просто некуда деваться.
Соответственно, будут возникать и конфликты по поводу качества исполнения работы, и неизбежная текучка кадров, что вряд ли положительным образом скажется на организации работы той же подстанции "скорой" в целом.
Впрочем, история с санитарками - уже не первый случай отдачи на аутсорсинг некоторых позиций в "скорой".
"НП" уже писала об инициативе столичных властей по организации платных "неотложек", а также об экспериментах по передаче транспортных услуг станций "скорой помощи" на аутсорсинг частным компаниям. Теперь вот очередь дошла и до персонала. И, вероятно, санитарками дело не ограничится.
Те же "Известия" сообщили о сокращениях в службе фельдшеров по приему вызовов и передаче их выездной бригаде. Речь, правда, идет о работниках отдела учета, анализа смертности и перевозки тел погибших, которые принимают звонки с сообщениями о смерти и направляют их бригаде на автомобиле, которая регистрирует факт смерти и доставляет тело в морг. Однако здесь, в первую очередь, поразил комментарий заместителя мэра Леонида Печатникова, заявившего, что он не видит в решении сократить количество фельдшеров ничего криминального. По его словам, в Москве ежегодно умирает 120 тысяч человек, и "если разделить это на 365 дней, то вы увидите, сколько человек умирает в день". "При этом отнюдь не все сообщают в скорую помощь. И вы понимаете, что они явно не перерабатывают. И поэтому, если их руководитель принял решение, что их слишком много, а эту зарплату надо бы заплатить тем, кто реально мчится по Москве и рискует жизнью, то мне кажется, он поступает правильно", - цитируют Печатникова "Известия".
А если за какой-то период сократится по сравнению со среднегодовым количество обычных вызовов "скорой" - тоже будем сокращать штат диспетчеров? Между тем, нередки случаи, когда люди не могут дозвониться до "скорой" именно по причине нехватки диспетчеров, занятой телефонной линии...
Кстати, в своём стремлении европеизировать медицинскую помощь в Москве столичные чиновники вместе с руководством станции скорой помощи им. А.С. Пучкова один раз уже просчитались. Достаточно вспомнить, сколько дифирамбов было высказано по поводу "неотложек" повышенной комфортности. Дескать, и приезжать они будут быстрее обычных, и спектр услуг у них окажется куда богаче, и вообще, по словам Печатникова, по мере спроса число хозрасчетных бригад может увеличиться, а за счет этого нововведения будет повышена зарплата сотрудников "скорой".
По прошествии же нескольких месяцев выяснилось, что платные услуги вовсе не пользуются спросом. На пресс-конференции 10 апреля Печатников отметил, что в Москве функционируют лишь четыре бригады платной "скорой помощи", которые за все время своего существования, то есть за два месяца, приняли лишь 44 вызова. То есть в среднем на одну бригаду приходился один вызов в пять дней.
Но, судя по всему, неудачный эксперимент не остановил "модернизаторов".