Крупнов: Россия должна колонизировать Марс

Apr 12, 2013 14:15




Без новых прорывных идей мы не сможем вернуть себе лидерство в космической гонке.

В области балета мы быть можт до сих пор еще и впереди планеты всей - если уже не по умению, так по скандалам. Но вот с космической отраслью дела обстоят куда сложнее: здесь главный показатель - результат, который виден и может быть объективно оценен. Спутник запущен - хорошо, ракета-носитель взорвалась на взлете - плохо. А все пустопорожние рассуждения и воспоминания о былом величии - от лукавого.

По злой иронии судьбы день, в который наша страна ранее лишний раз переживала гордость за отечественную космонавтику и походя напоминала миру кто здесь главный на безбрежных просторах вселенной, теперь стал тяжким напоминанием об ответственности за некогда практически полностью истребленную отрасль, ныне еле-еле встающую на ноги. Власть вроде бы снова начала обращать на нее свое внимание, из бюджета потекли неплохие ассигнования, мы включились во все мыслимые международные космические проекты. Иные отчаянные головы чуть ли уже не грандиозные планы по развитию «космического туризма» строить начали. Но вот только одна из главных мотиваций сильно просела - та самая, что раньше в немалой степени на подвиги и вдохновляла: народ смирился с утерей Россией лидерства в космосе.

Это показывает, в частности, последний «космический» опрос «Левада Центра». Еще в 2011-м году мировым лидером в освоении космоса Россию признавали 51% опрошенных, а вот два года спустя - лишь 35%. Любопытна корреляция ответов с принадлежностью опрошенных к той или иной возрастной, социальной и политической группе. Большая часть среди тех, кто по-прежнему считает Россию космическим лидером, приходится на безработных (46%), а также солидная доля оптимистов среди домохозяек и пенсионеров (по 39%). При этом 41% тех, кто горд за нашу современную космонавтику на минувших президентских выборах 2012 года голосовал за Геннадия Зюганова, а 38% - за Владимира Путина.



Между тем, именно Геннадий Андреевич, помнится, смело увязал провал российской марсианской миссии, когда «Фобос грунт» в 2011-м не смог выйти на заданную орбиту, с общим положением дел в стране, прямо указав на порочность проводимой в России отраслевой политики. Надо сказать, что в коммунистической (да и в патриотической публицистике вообще) это стало уже какой-то недоброй традицией каждое 12-е апреля писать о состоянии отрасли если не в выражениях «все пропало, шеф», то в снисходительно-критическом ключе. Благо, есть с чем сравнивать, и сравнение это не в пользу дня сегодняшнего.

Достаточно лишь сказать, что памятной ныне дате 12 апреля 1961-го года предшествовали долгие годы подготовки. Страна едва оклемалась от Второй Мировой и взялась ковать победу воистину вселенского масштаба. Другое время, другие технологии, другие темпы, но, видимо, и другие люди были - те, из которых поэт Владимир Маяковский мечтательно предлагал «гвозди делать». Эти «люди-гвозди» вывели на орбиту первый искусственный спутник и первых живых существ - собак Белку и Стрелку. Велик был, как сказали бы нынче, азарт, драйв. Это почти что иррациональное желание доказать себе и миру, что доселе невозможное теперь возможно. Желание укрепить в сознании соседей образ русского, советского левши, которому любая задача под силу и в любых условиях.

И 35% последнего опроса - это комплимент им, тем, которых уже нет в живых. Сегодняшняя космическая отрасль технологична, работа идет быстрее, рисков меньше, а ракеты опять же взлетают, выводят на орбиту спутники, доставляют экипаж и грузы на МКС. Есть четко продекларированная государственная воля поднять космос - уже неплохо, если вспомнить времена совсем недавние.

В беседе с обозревателем KM.RU известный публицист, председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов подробно проанализировал нерадужные результаты социологического опроса по космической отрасли:

- Прежде всего хочу отметить, что абсолютно правильно был поставлен сам вопрос при опросе, потому что именно лидерство в космосе - это самый проблемный момент сегодня в отрасли. Очевидно, что говорить нужно не о том, насколько успешны нынешние полеты в космос, сколько было аварий, но нужно напоминать, что у страны, у граждан, начиная с обывателя и кончая президентом, отсутствует какое-либо адекватное понимание того, какое место сегодня Россия занимает в космонавтике.

Где-то с 2015-2016 года в США произойдет обновление ракетно-космической техники, начнется новая эпоха. К 2020-му году этих же целей достигнет и Евросоюз. Работа в этом направлении ведется и в США, и в Европе. Россия же остается на старом уровне ракетной техники и старом уровне программ. Таким путем мы вполне можем перестать быть даже тем «космическим извозчиком», которым, по сути, является сегодня.

Да и ситуация с Международной космической станцией движется сегодня большей частью чисто по инерции: через 5-8 лет американцами и, вполне возможно, китайцами будут произведены и запущены собственные космические станции, где русские будут просто не нужны. Мы же собственную станцию строить и не собираемся, а возможно, даже и не сможем себе этого позволить в текущей ситуации.

У российского руководства нет понимания того, что космонавтика - это не просто одна из отраслей. Это маркер, по которому весь мир измеряет нашу технологическую состоятельность. У нас же вообще отсутствует набор стратегических программ развития космонавтики, пусть хотя бы на ближайшие 20 лет. Необходимо прочертить горизонт, чтобы задать ориентир модернизации и просчитать осмысленность вложения средств. Да, Роскомос предложил и правительство утвердило госпрограмму развития космонавтики, но это пока что скорее некий набор пожеланий, инерционное продолжение того, что есть и освоено, при полном отсутствии каких бы то ни было прорывных идей.

Между тем, центральной задачей для российской космической отрасли должна стать, например, подготовка многовековой программы колонизации Марса. Она бы позволила России вернуть лидерство в космосе, реорганизовать существующие научные и промышленные разработки, перестроить промышленность, выступить, в конце концов, управляющим центром по отношению ко всей мировой космонавтике. Под цели реализации этой программы можно создать космический центр при космодроме Восточный в Амурской области, подряжать лучшую молодежь, в том числе ту, что сейчас живет за границей. Заманивать конкурентными условиями. Можно даже отстроить при космодроме молодежную столицу России. Но никаких подобных программ на этот счет, увы, не предлагается и даже вслух подобное не озвучивается.

марс

Previous post Next post
Up