Шаткое перемирие: принуждение к войне

Nov 24, 2012 13:01




Войну принято считать концентрированным выражением дипломатии. Война призвана навязать противнику свою волю в самые кратчайшие сроки и самым жестким образом.

Заставить его отказаться от ресурсов или территорий, сменить идеологические приоритеты, вынудить к уступкам на международной арене, к корректировке внутренней политики, а то и вовсе уничтожить врага. Уничтожить как государство, как организованную структуру, как фактор угрозы на военном, дипломатическом или экономическом поприще. Не так важна сама форма вооруженного конфликта - столкновение кадровых армий, партизанская борьба, спорадические террористические акты, интервенция или мятеж - любая из этих форм должна решать хотя бы одну вышеперечисленных задач. Чтобы не было мучительно больно за бесцельно пролитую кровь.

В этом смысле очередное противостояние Израиля и ХАМАС под кодовым именованием «Облачный столп» войной не является. Гибнущим под израильскими бомбами палестинцам и засыпанным заживо в собственных домах израильтянам от этого не легче - но никаких изменений в послевоенном состоянии региона нынешний «Облачный столп» не принесет. Как не принес его «Литой свинец» 2008 года, как не сдвинули палестинскую проблему из тупика обе интифады. Как не стал триумфом Израиля шестидневный разгром арабских армий в 1967 году, как не стала возмездием за унизительное поражение арабов «Война судного дня» 1973 года. Как не стали хоть чем-то отдаленно напоминающим «победу» оба вторжения ЦАХАЛ-а в Ливан - в 1982 и 2006 году. Никакой статьи не хватит перечислять боестолкновения в этом бесконечном конфликте. Нынешнее обострение - одно из многих в этом скорбном списке и наверняка не последнее.

Война между Израилем и палестинскими арабами стала перманентной, в лучших традициях троцкизма. Начиная с 40-ых годов XX века, с момента создания государства Израиль, мира на его границах (и внутри этих границ) никогда не было. Более того, в нынешних условиях его и не будет.В самом деле, что является первоочередной задачей для Израиля в ноябре 2012 года? Абсолютно то же самое, что и в 2008 году: прекращение ракетных обстрелов с территории Газы, демонтаж военной (террористической) инфраструктуры ХАМАС, гарантии безопасности для граждан Израиля со стороны палестинских лидеров.



Официально известными целями ХАМАС являются: снятие экономической блокады сектора Газа, гарантии безопасности для своих лидеров и признание Палестины как независимого государства.

Ни один из этих шести пунктов ни одна из противоборствующих сторон не выполнит. Ракетные стрельбы с территории сектора продолжаются без перерыва уже 10 лет, меняется только их интенсивность и техническое совершенство баллистических снарядов. Демонтаж военной инфраструктуры для ХАМАС равносилен суициду, она потребляет львиную долю организационно-финансовых ресурсов группировки. Гарантировать безопасность израильтянам хамасовцы не только не захотят, но и не смогут - они не контролируют каждого желающего взорвать себя на тель-авивской площади. И никто не контролирует, что только подтверждается терактом от 21 ноября в тельавивском автобусе. ХАМАС оперативно приветствовал самоподрыв террориста, сумевшего ранить 20 израильтян - но тут же нехотя признал собственную непричастность к этой акции.

В свою очередь Израиль не может поставлять в мятежный сектор электричество, газ, продовольствие и медикаменты, когда «оплата за поставки» происходит снарядами и минами по его мирным городам. Точечное уничтожение палестинских лидеров - предмет гордости разведки и армии, аргумент действенной борьбы с терроризмом. Признавать Палестину как равноправного партнера невозможно хотя бы ввиду ее разобщенности. Сектор Газа контролирует ХАМАС, Западный берег - движение ФАТХ, и между собой они не дружат. Мягко говоря.

Наземная операция израильской армии против ощетинившегося ракетами сектора Газа весьма вероятна уже в самое ближайшее время. Неделя бомбардировок позиций ХАМАС только потрепала ее боевые ряды, но не ослабило их. Невозможно перестрелять десятки тысяч боевиков с воздуха, таким образом даже пусковые ракетные установки не удается ликвидировать. Общественное мнение Израиля напугано воздушными тревогами и взрывами в глубоко тыловых городах - в том числе в Тель-Авиве и Иерусалиме. От премьер-министра и кадрового генерала Б.Нетаньяху ждут выполнения взаимоисключающих задач:

- Разгромить (или, по крайней мере, существенно ослабить) ХАМАС, сделать физически невозможными ракетные атаки хотя бы на какое-то время;- При этом избежать гибели своих бойцов, дабы не огорчать израильских избирателей;- При этом предотвратить жертвы среди палестинских мирных жителей, что в условиях плотной застройки полуторамиллионной Газы и извилистых улочек особенно тяжело.

Перед премьер-министром Израиля Б.Нетаньяху стоит выбор между равноскверными вариантами. Оттягивать ввод бронетехники и армейских подразделений в Газу означает показать свою слабость и нерешительность - и перед согражданами, и перед противниками. Дать отмашку на штурм - многократно увеличить число жертв со всех сторон и все равно не решить проблему в долгосрочной перспективе. Кроме того, фактор времени работает против Израиля в экономическом смысле. Богатые арабские режимы уже пообещали палестинской автономии безвозмездную финансовую поддержку и полное восстановление после бомбежек. Израилю такого никто не обещал, для этой страны держать «под ружьем» 75.000 призванных резервистов - непозволительная роскошь.

ЦАХАЛ готов к очередной пирровой победе. ХАМАС готов выдать военный разгром за впечатляющий идеологический триумф. Запад готов выражать озабоченность гражданскими жертвами и непропорциональной силой. Арабские монархии готовы осуждать «зверства еврейской военщины». Израильские СМИ готовы распознать в каждом убитом жителе Газы боевика-террориста. Роли розданы, партитуры разучены, бомбовое либретто заканчивается. Кто сказал, что война умерла? Да здравствует война!

войны, палестина, израиль

Previous post Next post
Up