Book&Cinema challenge 2022
34. История, в которой родители поддерживают ребенка
Потому что произведение для автора что дитя...
Непонятное искусство. От Моне до Бэнкси. Уилл Гомперц / What Are You Looking At?: 150 Years of Modern Art in a Nutshell by Will Gompertz / 2012
Эта книга - ответ тем, кто считает современное искусство не то заумью снобов, не то откровенным обманом. Какой смысл заключен в «Черном квадрате» Малевича? Что имел в виду Энди Уорхол, изображая бесчисленные банки томатного супа? И причем тут вообще писсуар? В своем захватывающем и подчас шокирующем рассказе о полуторавековой истории современного искусства Уилл Гомперц не ставит перед собой задачу оценивать те или иные произведения. Он дает читателям «краткий курс» культурных кодов-подсказок, позволяющих самостоятельно ориентироваться в современном художественном пространстве и разбираться, где «пустышка», а где шедевр.
Книга занимает первое место в рейтингах Лайвлиба по Искусствоведению (что некий аванс автору, потому что это в первую очередь популярный нон-фикшн, а не хардкор) и Культура и искусство (здесь не придираюсь, подходит).
И что сказать - не зря :)
Гомперцу удалось складно показать развитие искусства с конца 19го по начало 21 века. Причем он сделал это довольно необычным образом - он каждый следующий виток искусства показывал не через эволюцию, а через революцию. Импрессионисты дрались с академизмом, абстракционисты с предметным искусством и так далее. При этом четко видно что предыдущие поколения художников (в широком смысле - скульптура, дизайн тоже ими создается) все равно влияют на последующие, но часто на более поздние. Например Дюшан, сделавший искусство из писсуара, сделавший первый редимейд это человек который открыл невероятное поле эксперимента, от которого в искусстве уже просто невозможно отказаться. Советские конструктивисты 20х годов оставили огромное наследство и их повторяли все прошедшие десятилетия, но сегодня их подход к искусству, к архитектуре - это то что нас окружает, во многом эргономичность, простота линий, чистота формы, скандинавский дизайн, постеры к кинофильмам, это все наследие Родченко, Татлина, Поповой, Экстер и компании. Невозможно не гордиться и не порадоваться что британский автор из Тейт Модерн тоже отдает должное вкладу.
Сказал о любимом, выдохнул, еще про книгу. Отличный слог, понятная логичная структура, интересные истории из жизни художников, как это влияло на их творчество. Конечно вряд ли это убедит человека, который считает что Поллок просто мазня. Но если вы открыты новому, то автор очень неплохо прояснит в чем новизна (крайне важная категория чтобы стать великим), в чем художественный метод (желательно уникальный или близкий к тому), как в картине уживается ритм и джаз, какие чувства она может вызвать. При этом нет особого давления, в абстрактной живописи так или иначе каждый видит свое, но оценить, понять задумку автора вполне можно, даже если задумка у Уорхолла, это максимальное убирание атора из произведения, но при этом - тиражность, современность, диалог в серии картин. И каждый значимый художник этого заслуживает.
Отличная книга для знакомства с миром современного искусства. Много полезной информации и контекста, который безусловно дает пищу для творчества и многое объясняет в принятии решений.
5/5