Мужчины без женщин. Харуки Мураками / Сядь за руль моей машины

Nov 17, 2022 11:11

Book&Cinema challenge 2022
36. Окунитесь в культуру Востока или Азии
Мужчины без женщин. Харуки Мураками / Men Without Women by Haruki Murakami / 2014


Сборник новелл и эссе о людях разного возраста, социального положения, статуса, но объединенных одним общим мотивом: все они о мужчинах, оставшихся без женщин. Кого-то из них разлучила измена возлюбленной, кого-то смерть любимой, кто-то остался один волею случая, а для кого-то это осознанный выбор.

Мне понравился сборник, в нем много чувства, много эмпатии. Теперь по очереди.
Влюбленный Замза
Я читал Превращение у Кафки и аллюзия Мураками мне более чем понятна, но если Кафка сосредоточился на каких-то внутренних ощущениях, то Мураками перешел во внешний слой, в физиологичность, в неумении контролировать свои эмоции и желания. Не обедать, а жрать; не желать, а вожделеть. На мой вкус тут излишняя физиологичность, оно того не стоило, для такого любителя эстетики как я - перебор.

Drive my car
Чудесный рассказ, понятно почему киношники за него ухватились :)
Это такая берущая за душу история про пожилого актера, чья жена умерла и он подружился с ее последним любовником. Зачем? Он не решил. Возможно отомстить, возможно просто поговорить. В этом столько внутреннего напряжения, какое он решение примет? И даже в рассказе есть побочные линии о дружбе, о поддержке друг друга. Очень понравилось.

Yesterday
Рассказ про одиночество, про призраков прошлого, о том чего боялся герой 16 лет назад и как, возможно, его судьба прошла мимо. Грустно.

Независимый орган
Очень понравилось, возможно потому что вижу себя в герое рассказа. Такая тонкая романтичная история, у человека есть все, но вот случилось непредвиденное - он влюбился :) И все непросто - тут и переживания и приключения и довольно неожиданное продолжение. Думаю тоже вышло бы хорошее кино от какого-нить Вонга Карвая.

Шахразада
История про вожделение, про первую влюбленность, про подростковые страхи и шалости, рассказанная с точки зрения женщины. Но это просто перевертыш, такая история могла приключиться с любым. И это будит воспоминания о своих приключениях, желаниях и глупостях. Хорошая вещь.

Кино
Слишком для меня аллегорично, что-то в этом сильно японское - дерево, змеи, якудза. Это какой-то пласт культуры, который мимо меня и кромя чего-то очевидного я в рассказе не увидел. Единственный не зашел.

Мужчины без женщин
Еще один классный рассказ о потере. Герою сообщают что его бывшая возлюбленная покончила жизнь самоубийством. И конечно это рождаем массу воспоминаний, приятных и не очень, большей частью жизненных. Опять же легко примеряется на каждого, как вы воспринимаете потерю. Да, вы давно разошлись, но это всегда будет частью вашей жизни. Ностальгически и светло-грустно.

5/5

Сядь за руль моей машины / Doraibu mai ka / 2021


Режиссёра Юсукэ приглашают поставить «Дядю Ваню» для театрального фестиваля в Хиросиме. По условиям договора он не может сам водить машину, поэтому ему предоставляют девушку-водителя - молчаливую Мисаки. Проводя вместе по несколько часов в день, Юсукэ начинает переосмыслять свои отношения с женой, с которой они жили, казалось, в счастливом браке до её внезапной смерти два года назад. А Мисаки пытается разобраться с собственным непростым прошлым.

Я понимаю за что выдали Оскар и приз за сценарий в Каннах, но для меня это было невыносимо.
Трехчасовое кино, бесконечное выкапывание и ассоциирование с Чеховым, почти с самого начала и до самого конца. Да, тут в классическом смысле все есть - и даже катарсис, но к этому моменту я досматривал буквально на морально-волевых и ощутить его в полной мере не смог.
Рассказ намного более собранный, он меньше сконцентрирован на пьесе и больше на чувствах. В фильме же копнули чуть с другой стороны и выдали именно параллели (они подразумевались в рассказе) с Дядей Ваней. Я не очень люблю эту пьесу, для меня она бесконечно депрессивная. Но японцы не слабаки, они еще добавили.
Из хорошего - остались мотивы вины, горя, принятия, странности восприятия другого человека.
К сценарию правда без вопросов.
Очень хорошо сыграл главный актер - Хидэтоси Нисидзима, от него не оторвать глаз, полное эмоциональное путешествие.
Снято красиво, протяжно, технически размашисто.
В общем, я слишком буйный, настолько медитативное кино выводит меня из себя. Так что даже оценить тяжело. Смыслы все на месте, но так безбожно долго это все!

6/10

2021, 5/5, Хидэтоси Нисидзима, 6/10, Рюсукэ Хамагути, Кино, Книга, Харуки Мураками

Previous post Next post
Up