Прощай, Берлин / Кабаре

Aug 06, 2020 11:11

Неделя Фосси

Geo Challenge
27. В названии есть название местности
Прощай, Берлин. Кристофер Ишервуд / Goodbye to Berlin by Christopher Isherwood / 1939


Близкая к форме киносценария импрессионистическая проза К.Ишервуда запечатлела грозовую действительность эпохи прихода Гитлера к власти: растерянность интеллигенции, еврейские погромы, эпатирующую свободу нравов, включая однополые любовные связи, - со смелостью, неслыханной ни в английской, ни в американской литературе того времени.

Долго думал как подступиться к отзыву на эту книгу :) Вся проблема в том, что хоть здесь и рассказывается много историй из берлинской жизни ранних 30х, главное здесь скорее удушающая атмосфера мрачного будущего. И если кто-то уже начал понимать неизбежность политических изменений, будущих гонений на евреев и любых несогласных, то большинство смолчало и попыталось встроиться (неумолимо напоминает одну страну примерно с 2010х).
Подкупает откровенность и искренность автора, как и в собственных ощущениях (повести явно автобиографические, пусть и с налетом вымысла) так и в чувствах других героев.
В разных новеллах немного различается настрой, в каких-то больше жизнеописания самого автора, в иных его героев. В новелле про Салли Боулз (прототипа певицы Кабаре) мы видим скорее собирательный образ девушки готовой на все ради славы, в ней столько нерастраченной энергии, желания, даже авантюризма. В новеллах Новаки и Ландауэры читателя сталкивают и противопоставляют два берлинских мира - бедных и богатых, автор не жалеет красок чтобы показать и быт и духовное состояние. Интересно что тут нет "белого и черного", нет нынешней парадигмы про "богатый значит плохой" или "бедный значит ленивый", жизни у всех разная и можно найти моменты хорошего у всех, и искреннего у всех, даже если эта искренность нам не нравится.
Хорошая книга для тех кто хочет почувствовать атмосферу Берлина 30х, любит про человеческие взаимоотношения и размышления о смыслах.

4/5

Кабаре / Cabaret / 1972


Американская певица Салли Боулз развлекает Берлин эпохи Веймарской республики на подмостках кабаре Kit-Kat club. За дверями клуба - политический и экономический хаос, восхождение к власти нацистов, еврейские погромы. Внутри - вечный праздник. Перемены в относительно беззаботную жизнь Салли вносят встреча с Брайаном - англичанином, подрабатывающим уроками, которые он дает богатой молодой еврейке, и Максом - богатым немецким плейбоем.

Признаюсь что когда смотрел это кино первый раз лет 15 назад не совсем его понял, видимо не было еще достаточного жизненного опыта. Прочитав же сейчас книгу и внимательно пересмотрев остался покорен тонкими подтекстами, заложенными в фильм.
+ Великолепная Лайза Миннелли с каноничными (теперь уже) песнями. Тонко играющий и не совсем определившийся Йорк тоже прекрасен.
+ Атмосфера предвоенной Германии - эпизод с гимном очень сильный.
+ Хорошо переработана книга - оставлены все подтексты, мысли, вода заменена на выступления Салли и наверно это лучшее решение.
+ Много интересных операторских и режиссерских приемов. Много отражений и ракурсов.
+ Цитирование (теперь уже) классического дегенеративного искусства, Отто Дикса (копирнул ниже), Макса Эрнста и других.

Тонкое и глубокое кино, заслуживающее и пересмотра через несколько лет. И обдумывание признаков надвигающихся событий, их анализа, внутреннего отрицания и принятия.

9/10


Майкл Йорк, 1970ые, Кристофер Ишервуд, Кино, Лайза Миннелли, 4/5, Боб Фосси, 9/10, Книга

Previous post Next post
Up