Dead Challenge
9. Где героя убивает болезнь
Чернобыльская молитва. Светлана Алексиевич / Voices from Chernobyl: The Oral History of a Nuclear Disaster by Svetlana Alexievich / 1997
«Совпали две катастрофы: космическая - Чернобыль, и социальная - ушел под воду огромный социалистический материк. И это, второе крушение, затмило космическое, потому что оно нам ближе и понятнее. То, что случилось в Чернобыле, - впервые на земле, и мы - первые люди, пережившие это».
Мне безмерно понравился метод Алексиевич, она представляет историю глазами очевидца. Они могут чего-то не видеть, не знать всей картины, но у них однозначно есть вся гамма чувств, они пронесли все это с собой сквозь время.
Вся книга построена как эмоциональные качели, это не для слабых духом. Если в самом начале мы видим совершенно пронзительную историю пожарного и его жены, от которой щемит сердце, хочется кричать от того как государство обошлось с первыми жертвами трагедии, от того как все было неподготовлено и сознательно замолчано. То дальше идут рассказы тех для кого земля дороже здоровья, в этот момент я поразился уровню образования и непонимания - люди живут на уровне "если я этого не вижу - значит этого нет". Рассказы солдат, отправленных на ликвидацию уже не самой аварии, а последствий тоже поражают неподготовленностью солдат, полным отсутствием защиты, и, главное, информации о способах защиты и о последствиях. Истории про подаренную ребенку пилотку, про щенка в бетоне, про Люсю и Василия мне уже не забыть никогда.
Грустно, неимоверно грустно от этой книги.
5/5
Чернобыль / Chernobyl / ТВ / 2019
26 апреля 1986 года в 1:23:45 во время проведения эксперимента по безопасности на Чернобыльской АЭС происходит взрыв реактора и пожар. Поднятые по тревоге пожарные без спецзащиты прибывают на место аварии, не подозревая, что оказались в эпицентре крупнейшей в истории человечества техногенной катастрофы.
Абсолютно великолепный сериал.
+ Сюжет сериала четко раскрыт и закончен, второго сезона мы не увидим (разве что в виде антологии про другие аварии).
+ Скарсгард играет шедеврально, я даже его не сразу узнал - apparatchik плоть от плоти, но с душой, один из немногих у кого она осталась. Великолепен и остальной основной каст в лице Харриса и Уотсон. Из второстепенного отмечу одного из моих характерных любимцев Барри Кеогана - непостижимым образом он всегда добавляет детали и глубокую эмоцию в свои роли.
+ Высокая документальность. Тут стоит сказать что многие предъявляют претензию в изменении порядка событий, в выдумке драматических деталей и так далее. Друзья, это ХУДОЖЕСТВЕННОЕ кино, оно имеет право на все. А уж мы как зритель определяем, насколько нам это нравится. Документалок море, интернет открыт. Мне же все эти драматургические манипуляции зашли и особо отмечу как были детально пересняты архивные кадры, в частности с вертолетом, с уборкой графита и так далее.
+ Эпизоды про ликвидаторов, каждая из которых берет за душу.
Какой-то особой клюквы я не заметил. Водку в те времена глушили и в воспоминаниях участников ликвидации и даже вне Чернобыля. Балконы с пластиковыми окнами - смешно конечно - но является ли это очернением действительности. Обвиняющим в клюкве хочу напомнить что клюква - это не ошибки в воспроизведении антуража, это сознательное ухудшение, упрощение образов, которое вызывает у вас кривую рожу :)
10/10