Эта фигня меня чуть не убила

May 12, 2015 12:13

Оригинал взят у alex_levitas в Эта фигня меня чуть не убила



Как вы думаете, леди и джентльмены, что за железки лежат у меня на ладони? Подскажу, что эти железки чуть не убили меня, причём довольно болезненным образом.

Стреляли ли в Вас когда-нибудь ракетами? Я бы хотел ответить «нет», но увы - жизнь одарила меня и таким вот опытом тоже. Мелкие железки у меня на ладони - это то, что разлетается вокруг после взрыва ракеты. Тёмные шарики вроде горошин - это собственно поражающие элементы, а прочие, более светлые железки - видимо, ошмётки корпуса ракеты. Возможно, знатоки подскажут точнее.

Подобрал я эти сувениры после того, как ракета не долетела 20 метров до здания больницы, где я работал. Воронку быстро закопали, но из деревьев вокруг этого места всё ещё можно наковырять уйму таких шариков.

Было это в 2006 году - но такие вещи не скоро забываются. «Я только раз видала рукопашный, раз наяву и тысячу - во сне. Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» написала в 1943 фронтовая медсестра Юлия Друнина.

Поколение моего деда прошло через войну. И я понимаю, почему мой дед опрокидывал стакан водки на 9 мая (початая бутылка могла потом простоять аж до Нового года - обычно дед не пил). Я понимаю, что празднуют в этот день немногие оставшиеся с нами ветераны.
  • Мне достался лишь небольшой кусочек того, что видели они - но мне достаточно, я никому не пожелаю такого опыта
Поколение моего отца помнит не столько войну, сколько её последствия. «Мы почти не встречали целых домов, мы руины встречали и стройки» © Михаил Анчаров. Но им хватило того, что они запомнили - игр на развалинах, родителей-инвалидов, невзорвавшихся снарядов и продуктовых карточек - чтобы понимать, что они отмечают 9 мая.

Но нынешнее поколение - те, кто видел парад Победы только на YouTube - относятся к войне совсем иначе. Иногда возникает впечатление, что в их представлении это что-то вроде игры в «танчики». Что-то такое же прикольное и такое же безобидное.

И поэтому им нравится играть в георгиевские ленточки, нравится радоваться нынешним военным событиям, нравится рассуждать о том, как эта война могла бы развернуться и пошире... Тьфу!

«Война - совсем не фейерверк...» © Михаил Кульчицкий. Война - это в первую очередь боль и смерть. Это похороны ваших друзей, если вы молоды - или похороны ваших детей, если вы в возрасте. Это разрушенные дома, разрушенные судьбы и разрушенная экономика. Это люди, которые и 30 лет спустя не ходят смотреть на салют, потому что грохот разрывов ассоциируется у них вовсе не с праздником. Это дети, выросшие без отцов.

И я не знаю, что надо иметь в голове, чтобы это могло нравиться.

Но я понимаю, что про это легко забыть на волне патриотических настроений, когда георгиевские ленточки лепят даже на резинки трусов. И тем более легко про это забыть, если ты видел парад Победы на YouTube на экране своего ультрабука - и не видел другие кинохроники тех лет.

Поэтому когда Вы будете завтра смотреть на парад на Красной площади - подержите пальцы за то, чтобы всё это железо и дальше ездило только на парады. За то, чтобы для всех Ваших близких война так и осталась историей из школьного учебника, а не стала частью биографии.

А если ещё живы Ваши родственники-ветераны - попросите их рассказать Вам про войну. Не про победу, а про всю войну.

И постарайтесь не напиться после этого, чтобы не забыть рассказанное.
__________________________________________________________________________________
От себя: я полностью согласен со сказанным. Моя мама родилась поздно, а я у нее родился тоже поздно, поэтому в моем поколени, когда у большинства воевали прадеды и прабабушки, у меня воевали бабушка и дедушка. Именно поэтому меня не радует волна "патриотизма", именно поэтому я за всю жизнь ходил на салют один единственный раз, именно поэтому я жалею, что не записываю то, что знаю, и одновременно не хочу это записывать о своих родственниках. Рассказы о войне у меня были не на уроках в краеведческом музее, хотя я там был: нельзя было пропускать, у меня рассказы о войне были дома. Очень редко, но всегда к месту. Например, наливая мне тарелку борща, бабушка могла рассказать, как случайно встретила своего родного брата в расположении войск, которого не видела до этого с начала войны пару лет, и по случаю встречи попросила на кухне тарелку борща, чтобы его угостить. Они съели эту тарелку на двоих. И расстались. Больше она никогда его не видела. Он умер в госпитале под Баку от ран немного позже. Вот когда так рассказывают - буднично, но не выбирая выражений и не приукрашивая, а повседневную жизнь, о том, как ели, как спали, как работали, как ее солдаты просили бросить их, чтобы не жить дальше с такой инвалидностью. В общем, это формирует другое представление о войне. Я не воевал и, надеюсь, не буду никогда, но стараюсь не вспоминать про день победы потому, что, впитывая такие рассказы, впитываешь не уважение и гордость, а боль и ужас.

моя жизнь, семья

Previous post Next post
Up