Немножко о психопатиях, откуда есть пошли всякие социопаты и просто о детской психиатрии, часть 3

Mar 11, 2015 20:36

Оригинал взят у orrine в Немножко о психопатиях, откуда есть пошли всякие социопаты и просто о детской психиатрии, часть 3
Часть первая, часть вторая.
Самое вкусное: о преступниках, психпатах и социопатах под катом

Третья стадия, уровень аффективной экспансии
В норме у детей 3-5 лет. Это знаменитый возраст "нет", когда ребенок, наконец, освоил объектное мышление и теперь задача - научиться преодолевать препятствия. Появляются зачатки истинного целеполагания, хотя оно примитивно, ребенок способен только к прямым действиям. Мироощущение и поведение сугубо эгоцентрическое, ребенок не признает границ вообще и чужих границ в частности (не понимает временнЫе ограничения, чужое нежелание и т.д.). На предыдущей стадии дети зависали на конкретных объектах - теперь зависают на препятствиях, их преодоление становится темой игр. Оценка последствий слабая или отсутствует, маленьких детей спасает их маленький размер и отсутствие сил, задержавшиеся на этой стадии рискуют травмами.
Очень важна физическая или эмоциональная борьба. Если на более ранних стадиях удовольствие приносили простые способы удовлетворения потребностей и люди воспринимались как ошеломляющие и опасные, то на этой появляются сложные интересы и люди отчетливо и относительно безопасно присутствуют в картине мира. Эмоции более дифференцированы, намного лучше выражено эмоциональное заражение. Оно же и является одним из источников удовлетворения - ребеноук или больной радуется из-за выражения чувств другим. Эгоцентризм приводит к тому, что ребенок может провоцировать на конкретные эмоции, доводить взрослых. По той же причине дети любят рассказывать о своих интересах вне интереса собеседника, т.е. речь монологична. Объектность предыдущей стадии тоже видоизменяется - дети увлекаются категориями объектов, как раз в это время появляется увлечение динозаврами, куклами, роботами, машинками, войной и т.п.
При обучении дети доводят до белого каления нежеланием выполнять инструкции, поскольку неспособны соотнести свои эгоистические желания с чужими интересами. Из-за неспособности прогнозировать доверяют любому, кто что-то пообещает. Речевое поучение бесполезно, понимают только наказание и стимуляцию.
А теперь перечитайте все эти характеристики и перенесте их на взрослого. Как раз задержка на этой стадии - истоник преступников, социопатов и агрессивных психпатов. Из-за доверчивости и оторванности от других из-за агрессивности и эгоцентризма подростки третьй стадии легко вовлекаются криминальным окружением. Эгоцентризм позволяет не испытывать сожалений, неспособность предсказывать последствия и склонность к прямым действиям приводят к глупым и жестоким преступлениям. Сохранный интеллект компенсирует эти недостатки и является характеристикой высокофункциональных психоптов и социопатов, хотя стоит признать, что их, как и гениальных аутистов, мало.
Психиатры стараются не ставить диагнозов задержки аффективного развития до подросткового возраста, особенно если интеллектульное развитие не сильно отстает от нормы или поведение не кажется из ряда вон выходящим. Поэтому такие дети в большинстве своем остаются недиагностированными. В школе они или отвергаются одноклассниками, или, если их несколько в одном классе, собираются в группу и вместе терроризируют класс.
Вообще детей с задержками в развитии надо сопровождать и поддерживать, чтобы они перешли на следующую, если же их дефициты игнорировать и насильно толкать, они или регрессируют, или застревают. Это и происходит со многими детьми с третьей стадии, потому что они кажутся нормальными - у них нет таких явных признаков как всего 100-200 слов в речи. Они эгоцентричны и неосмотрительны, ну и что такого?
Это и является большой проблемой: детей и взрослых с третьей стадии считают "нормальными" при сохранном и относительно сохранном интеллекте, хотя вообще говоря до уровня аффективной регуляции взрослого человека они не доросли (и могут быть неспособными дорасти, если у них не задержка развития, а остановка).
Психоаналитические пограничники - тоже с этого уровня (а также с 4).
Диагнозы уровня - от ЗППР до психопатий. Педагогам и психологам, которые работают с такими детьми, психодится тяжело, приходится постоянно сдерживать их агрессию, про себя эту категорию больных могут называть, например, гавнюками.

Четвертая, заключительная часть, позже

здоровье

Previous post Next post
Up