Oct 20, 2008 20:24
Легитимность президентской власти в России как условие конкурентоспособности национальной экономики (результаты эмпирического исследования)(1)
В представленном исследовании экономика рассматривается в рамках системной парадигмы экономической теории как эволюционно развивающаяся структура институтов. Экономика является одной из подсистем общества, а характеристики экономики, соответственно, взаимосвязаны с типом общества.(2) Таким образом, конкурентоспособность экономики напрямую связывается с развитием всего общества, трансформацией и модернизацией его институциональной структуры. Важное место в ней занимают политические институты, а среди них - институт президентской власти. Для российской экономики сильная президентская власть является одним из важнейших конкурентных преимуществ. Эффективность института президентства базируется на его легитимности, опирается на доверие населения к президенту и законность осуществления им своих полномочий.
Исследование позволяет оценить динамику институциональных изменений, а также дать количественную оценку динамики легитимности института президентства. Исходная предпосылка исследования состоит в том, что функционирование и эволюцию институтов можно исследовать с помощью анализа законодательства, которое формально отражает институциональные процессы, происходящие в обществе. Утверждаемые законы характеризуют баланс основных политических сил по поводу принимаемых решений.
В ходе проведенного исследования анализировалось федеральное российское законодательство за период с 1994 по 2007 гг. (в настоящее время исследование продолжается, и данные дополняются). Каждый закон был маркирован (кодирован) согласно соответствию сфере общественной жизни, которую он регулирует. Выделены три основные сферы регулирования: экономика, политика, идеология. В данном исследовании не анализировались законы и поправки к ним, регулирующие внешнеполитические отношения, ратификации, социальные положения и др. Проведенный анализ позволяет определить, какое количество законов, в какие годы, и кем принималось в различных сферах регулирования, а также какое количество новых законов было подписано в разные годы, и кем эти законы были инициированы. Данные рассматривались как в целых числах, так и в относительных долях. Была, таким образом, выявлена динамика законотворческой деятельности.
Получены следующие результаты. Во-первых, проанализирована доля новых федеральных законов, внесенных президентом за указанный период. Во-вторых, рассчитан средний срок прохождения через парламент федеральных законов, инициированных президентом, по сравнению с представителями других институтов власти. Исследование показало, что срок прохождения инициатив президента через парламент, как правило, меньше, что свидетельствует о формировании консенсуса между исполнительной и законодательной властью. В-третьих, сравнение внесенных президентом законов по сферам регулирования показало, что законы в сфере экономики и финансов принимаются значительно быстрее, чем в сфере политики и государственного устройства. Выявлена прямая связь между уровнем одобрения деятельности президента населением (по данным социологических опросов) и количеством принятых законов, инициированных президентом.
Результаты исследования позволяют констатировать, что в сфере политических институтов достигнут определенный консенсус, что институт президентства доминирует в системе других политических институтов, он обладает легитимностью не только в среде законодательной власти, но и в глазах населения. Рост легитимности института президентства положительно влияет на рост конкурентоспособности российской экономики.
1 Работа выполнена при поддержке РГНФ, грант №08-03-00006а (руководитель д.с.н., к.э.н. Кирдина С.Г.)
2 Кирдина С.Г. , Модели экономики в теории институциональных матриц // Экономическая наука современной России, №2(37), 2007.
легитимность,
Наука