АРМЕНИЯ: АРАГАЦ

Oct 05, 2017 21:51

- Хорошо-нежарко, - сказал я, по своему обыкновению, выходя из машины. Но против обыкновения, чуть дрожа. Бодрый lucas_v_leyden поддевал в это время третий свитер, а наш гид изо всех сил делал вид, что он так ходит каждый день. Время: 7:30 утра. Место: Каменное озеро, высшая точка (ок. 3200 м) под вершиной Армении, горой Арагац, куда можно доехать на машине.

Цель: северная, самая высокая, вершина Арагаца (ок. 4090 м). У озера за невысокой бетонной стенкой слепо глядели на нас безлюдные здания Института физики.

От близлежащей гостиницы-она-же-ресторан(а) доносился вялый лай сестрицы-собаченьки.

Тронулись!

По достаточно широкой проселочной трассе проходим под южной вершиной и сворачиваем вверх, к перевалу между ней и западной. Достаточно быстро пересекаем границу снега, под ним - замёрзшие цветы.

На перевале роскошные виды. Все 4 вершины перед нами, полностью открыты и красоты необычайной.

Северная и восточная вершины.

Самая красивая гора Армении из виденных однозначно.

Южная вершина.

Но тут мы узнаем дурную новость: наш путь лежит вниз, в бывший кратер. На 300 м вниз. Таким образом мы понимаем, как недлинный маршрут с подъёмом всего-то на 900 м может длиться 12 часов. И одновременно почему мало кто ходит на северную вершину, ограничиваясь ближней южной или западной. 1500 м - серьёзный поход, особенно если последние 300 м подъёма - на обратном пути. Почему этот факт не упоминается в легконаходимых описаниях похода - не понимаю. Но вот мое предупреждение: это реально Большой Поход.

Западная вершина.

Что ж, идём вниз. Подувший было на перевале ветер стихает. В кратере вдруг выглядывает яркое солнце. Снег начинает таять. Но вот со стороны промежутка между Востоком и Югом поднимается туча.

Мы ползём вверх на перевал между северной и восточной вершинами. Цветные осыпи напротив очень красивы.

Проходим жёлтоватые кучи - пахнет серой.

К моменту, когда тропа начинает петлять по склону над перевалом тучи закрывают кратер полностью, раздёргиваясь только на несколько секунд. На 3800 заиндевелые скалы.

Ещё и ещё немножко, мимо (пре)красных пирамид...

... - и вот вершина.

Она "ложная", до настоящей - 200 м по сильно экспонированному хребту, сейчас ещё и обледенелому.

Гиды перестали туда водить туристов какое-то время назад, да и сами вспоминают об этом с содроганием. Фотографируемся - и назад.

Спуск относительно быстрый.

Большая часть снега стаяла, цветочки выглянули и ожили. Но вот проклятый обратный подъём. Еле-еле бредём вверх из последних сил. Тут ещё налетела снежная туча. Ближе к перевалу ветер только что не выл - или мы выли громче. Но мы останавливаемся в затишке выпить горячего чаю.

А потом быстро переваливаем, спускаемся вниз и на закате выходим из тумана.

Озеро ждёт нас, собака лает, ветер носит.

В целом - отличный поход.

Самая красивая из армянских гор. Не слишком холодно, умеренный ветер. Никого народу совсем. Прекрасный гид (из FindArmenia, горячо рекомендую). И, судя по всему, мы зашли в последний возможный день сезона - на следующие обещали сплошной снег.

У Каменного озера.

Вокруг озера.

Постепенный подъём. Первый снег.

Оглядка на озеро.

К перевалу.

У перевала.
Панорама. Запад-север-восток-юг.

Западная вершина (собственно, вершина за этим первым пупырем).

На спуске. Северная вершина.

Оглядка на перевал.

Снова вверх.

Наползание тучи.

Гид Давид.

Перевал, с которого спустились, кажется недосягаемо высоким. Как полезем обратно?

По хребту на вершину.

Просвет.

Щетина.

Я чуть впереди, фотографирую Луку с гидом.

Выше.

На вершине.

Вниз в кратер.

Почти все стаяло.

Обратный подъём.

Восточная вершина освободилась на минуту от облаков.