Лучшей из увиденных в Париже выставок, как ни странно, оказалась Edvard Munch. L'oeil moderne. в Centre George Pompidou. Совсем недавно в парижской же Пинакотеке я видел его выставку "Не только "Крик", и я даже думал не ходить на эту выставку, но следует признать, что по уровню представленных картин она много лучше. Т.е. больше собственно картин, а не рисунков, и приехали они, в основном, из Национального музея и Музея Мунка в Осло - лучших коллекций художника. Некоторые из представленных картин, рисунков и фотографий, можно найти на
этой странице, кликнув на любую из картинок, а потом листая стрелочками. Там же и подробное описание на фр.
Очень, очень рекомендую.
Выставка начинается с двух совершенно шокирующих залов. Входишь в первый - там несколько известных шедевров начала 1900-х: "Девушки на мосту", "Вампир", "Поцелуй", "Больной ребёнок", "Пубертат". (Кстати, почти на всех персонажи либо спиной, либо лица их отвёрнуты, так что их не видно. Входишь во второй - там те же картины, но реинтерпретированные в 20-х гг. , развешанные в том же порядке. Да, в целом мне меньше нравятся более поздние картины с их более чётко разделёнными цветами и более расплывчатыми персонажами. Но для этих конкретных картин трудно решить, что лучше. Вот "Девушки на мосту" 1901 и 1927 гг.
Вот "Вампир" 1893-1894.
А вот "Поцелуй" 1897 г. и "Поцелуй на пляже при луне" 1914.
Затем зал фотографий (М. любил фотографировать себя с расстояния вытянутой руки, как айфоном), а дальше - картины с "драматически" организованным визуальным пространством, типа "Лошадь в галопе" или "Рабочие, возвращающиеся домой" или "Красный плющ".
Снег в переулке.
В следующем зале - "На сцене" - несколько картин с фигурами в интерьере и совершенно восхитительная серия "Зелёная комната" - предшественница фотокалендарей с 12 сценами в одном и том же гостиничном номере. "За сладкую девочку", "Ревность", "Убийца"...
В отдельном зале - изображения, от фотографии и скульптуры и до полудюжины картин разного времени, "Плачущей женщины". Поза остаётся неизменной, как и - более или менее чёткий - узор обоев.
Среди "влияний" в следующем зале - абсолютно вангоговская "Звёздная ночь" (можно сравнить).
И "Солнце" вполне энсоровское.
После темного зала с зацикленным фильмом - "Внешний мир", где видно, что М. не был замкнутым депрессивным алкоголиком, но интересовался тем, что снаружи. В частности, несколько очень жёстких сцен драки или конфронтации с участием двух персонажей - черного и белого. А также "Моряки в снегу".
Ещё зал фотографий, зал страшных изображений, в основном, графических, глаза с пятном кровоизлияния и мира сквозь этот глаз с пятном, принимающим вид чудовищной птицы.
Наконецы в последнем зале - "Оглядка" - автопортреты разного времени, а их Мунк написал несколько десятков.
Вот "Автопортрет в Бергене" и "Лунатик".