Поскольку мне очень понравилась выставка Хоппера в Лозанне в прошлом году, я решил навестить Whitney Museum of American Art, где хранится основной корпус произведений Хоппера.
Большая часть этажей музея отдана разным выставкам современного американского искусства, но один - 6 зальчиков - выставке
Modern Life: Edward Hopper and his Time (рекомендую сходить по ссылке, чтобы посмотреть картины в большем разрешении). Выставка, хоть и небольшая, но очень интересная: я совершенно не представляю себе фигуративного американского искусства 20 в., так что Хоппер повисает у меня как бы в пустоте. А тут со всех сторон выстраиваются связи. И пусть половину картин Х. привозили в Лозанну, я был рад снова увидеть и их, и недопривезённое.
В первом зале - о связи Хоппера с Ashcan School в Нью-Йорке начала 20 в. Robert Henri, Jonh Sloan и прочие реалисты ушли от общепринятых "благородных" сюжетов к изображению "современной жизни" в более-менее импрессионистской технике.
Вот автопортрет Хоппера начала 1900-х и "Задворки Гринвич Вилледж" Слоуна.
Далее - парижский период. Помимо прекрасного "Бистро", которое я уже здесь показывал, - и более поздний "Нью-Йоркский интерьер", на который повлияло пребывание в Париже. Уже совсем фирменные хопперовские картины.
Следующий зал - гламур и темп Roaring 20s, где Хоппер рядом с другими учениками Henri - George Bellows (Dempsey & Firpo) и Guy Pène du Bois (Ложа в опере). Монументальные фигуры и тема эмоциональной отрешённости.
Хоппера здесь прекрасная "Раннее воскресное утро" и "Ночные тени".
В следующем зале - "прецизионизм", т.е. те художники, которые в к. 20-х с мельчайшей точностью писали фабрики, железные дороги, порты и прочие индустриальные сооружения безо всяких людей. Хоппер местами на них похож (вот "Крыши" и "Мост Блинман").
Особенно выдающимся были Charles Demuth ("Здания, Ланкастер") и Charles Sheeler ("Завод в Ривер Руж").
Далее - зал загородных пейзажей 30-х гг., особенно на Cape Cod, где Хоппер стал жить. Например, "Закат в Кейп Код" и "Железнодорожный переезд".
...или картина его друга Charles Burchfield "Блеск льда".
Где-то тут же и известнейшая хопперовская "Заправка".
Наконец, в последнем зале - депрессия и новый блеск городской жизни 30-х гг. с танцзалами, кино и мюзик-холлом. Здесь Reginald Marsh "10 центов за танец", Paul Cadmus "Матросы и шлюшки"...
...и совершенно прекрасная "Парикмахерская" Хоппера, которую я до сих пор не видел.