В Лондоне заскочил на полчаса в National Gallery, посмотрел на выставку
Picasso. Challenging the past.
Идея похожа на ту выставку в Париже, которую я не посмотрел в прошлом году из-за чудовищной очереди. Но в Париже картины Пикассо расположили бок о бок с теми старыми мастерами, чьими произведениями он вдохновлялся. В Лондоне же запихнули все картины Пикассо (около 60) самых разных периодов от самых ранних до написанных в 90 лет в 6 тематических залов, а соответствующие им "оригиналы" рекомендуют потом самостоятельно разыскать в National Gallery. Можно, впрочем, взять маленькую книжечку-путеводитель при входе и идентифицировать часть оригиналов с ее помощью.
В первом зале - автопортреты (предлагается сравнить с Эль-Греко, Рембрандтом, Сезанном и Луизой Виже ле Брен).
Во втором - обнажённые дамы, вслед за Веласкесовым "Туалетом Венеры" и "Большими купальщицами" Сезанна и "Coiffure" Дега.
В третьем - "характеры и типы", и тут ссылаются на Эль Греко, Хальса, портрет короля Филиппа Веласкеса и "Тройной портрет кардинала Ришелье" Ф. де Шампеня.
В четвертом - "модели и музы", которых якобы вдохновляли Гойя, Энгр и Рубенс.
В пятом - натюрморты, Сурбаран и Сезанн очень над ними плакали.
И наконец в шестом - картины по мотивам знаменитых предшественников. Например, "Менины" Веласкеса превращаются в замечательную чёрно-белую схему линий силы картины.
"Завтрак на траве", особенно один из них, лучше, чем оригинал. А "Алжирские женщины" Делакруа
... как и "Похищение сабинянок"/"Заступничество сабинянок" Пуссена/Давида и вообще не жалко.
В целом - выставка для любителей Пикассо. Всем прочим - жалеть, как мне, что не попал на выставку парижскую.