Неожиданно в нашей прессе стали вспоминать о пропавшем с экранов информационных локаторов сбитом малазийском Боинге. «Как там расследование»? - вопрошают россияне. «Какое расследование? Ах, да, Боинг. Идет, кажется, не отвлекайте» - отмахиваются, как от назойливых мух, «следователи». О том, что никакого расследования и не планировалось, было известно еще до того, как самолет упал. Во всяком случае, я
написал об этом на следующий день после аварии.
Сейчас о том, каковы результаты провокации, о ее эффективности с точки зрения ее заказчиков.
Мне кажется, что хорошим способом анализа этой акции могла бы стать оценка ситуации глазами трейдера фондового рынка, сравнение политических процессов вокруг России и Украины с глобальным фондовым рынком. Надеюсь, что такая утрированная форма будет понятна, а тем более допустима.
Итак, что мы имеем исходя из этой модели? Мы имеем несколько игроков рынка, политические акции которых по-разному котируются на рынке: США, Россию, Украину, Китай и Европейский Союз с ее членами. Каковы были позиции на рынке у ее участников перед катастрофой Боинга?
США в отличие от остальных игроков отличается тем, что ее акции в этих торгах не участвуют, США скорее инвестиционный фонд, в портфель которого входят контрольные пакеты членов ЕС, и недавно приобретенные акции Украины, свободно болтавшиеся во втором эшелоне неликвидных фишек.
Россия владеет 100% своего капитала и стремительно худеющим пакетом акций Украины.
Члены ЕС имеют небольшую долю в Украине и долю своих же акций.
Украина, передав контрольный пакет США, владеет частью своего капитала.
Китай пока в этом рынке не участвует.
Каков интерес участников?
США беспокоят акции России, которыми она пока не владеет. Беспокойство вызвано тем, что существует риск их влияния на глобальном рынке голубых фишек, где пока позиции США доминируют. Сейчас цена российских активов там пока невелика. США готовы их приобрести, но по гораздо более низкой цене, чем они сейчас на рынке.
Россия стремится удержать свои акции от падения и сохранить украинский пакет.
ЕС заинтересован в стабилизации рынка и поддержании статус-кво.
Китай заинтересован в общем снижении капитализации этого рынка.
Как известно, рынок живет эмоциями, растет на новостях и подает на слухах.
Для падения курса капитализации России нужен мощный информационный демонизирующий импульс. И тогда рождается операция «Боинг». Исполнение акции поручается Украине, как стороне заинтересованной в передаче США своих активов из под российского управления. Хотя исполнение провокации было небезупречным, и сразу обнаружился ее исполнитель, США развернула мощную пропагандистскую кампанию, обвинив в террористическом акте России.
И как всегда случается на рынке, слух сработал. Капитализация России стала резко падать. Со всех сторон налетели политические карлики, стараясь как можно сильнее пнуть своими кривыми ножками «ослабевшую» Россию. США и ЕС не стали терять возможность заработать и вошли в рынок, открыв «короткие позиции» (шорты) в активах России.
Проще говоря, они виртуально продали акции России в момент крушения Боинга с обязательством их выкупить, когда их цена значительно упадет. Если по какой-то причине акции начнут расти, то США и ЕС будут в убытке, тогда им придется покупать акции по более высокой цене, чем они их продали. Поэтому, США и ЕС резко активизировались в игре на понижение. Тут же был расширен список санкций против России, вся пропагандистская машина Запада заработала на понижение курса России.
Неожиданно Россия дерзко ответила ЕвроСоюзу и это стало сигналом того, что ситуация может измениться и акции России вновь могут начать расти, принося Европе убытки. Небольшими пакетами на рынок стали поступать от Европы заявки на покупку. США не готовы к покупке, их устраивает только обвал этих акций. Но их цена еще не настолько низка, что бы покупать. Следовательно, можно предположить, что в скором времени со стороны США будут предприняты дополнительные «усилия» для обесценивания России на политическом поле. Скорее всего, будет предпринята попытка для нейтрализации главного драйвера российской стабильности - В.В. Путина.
Но если говорить об акции с Боингом, то она, несомненно, США удалась. Расследование нет, виновник не наказан, информационный накал вокруг катастрофы сводится к нулю, а репутационные потери России огромны. Вполне возможно, что через некоторое время на второй полосе голландской газетки промелькнет сообщение, что расследование закончено, результатом аварии, скорее всего, стали ошибочные действия украинских военных.
Разве эта новость может стать сопоставимой с той новостью, о которой услышал весь мир 17 июля? Конечно, нет. У России для этого просто недостаточно информационных ресурсов.
Вернемся к рынку. В вопросе роста и падения курсов есть один нюансик, который вынуждает игроков рынка прибегать именно к подобным информационным вбросам.
Представим себе, что курс одной виртуальной акции России перед катастрофой был 100 рублей. После новости об аварии курс обрушился, например на 50%. Цена акции стала 50 рублей. Допустим невероятно, что новость об истинной причине аварии вызовет такую же реакцию в обществе, как и новость о самом крушении и поднимет курс тоже на 50% . Сколько будет стоить акция? Правильно - 75 рублей, т. е. на 25% дешевле ее первоначальной стоимости.
Это математическая закономерность широко используется и на фондовом рынке и в политике. Облить грязью всегда дешевле, чем от нее отмыться. Американцы об этом знают лучше всех.