Кто же не знает знаменитую песню Шуберта «Ave Maria!»? Ее знают все. Вероятно, нет на Земле человека, которому бы эта песня не нравилась бы. Она нравится всем. Верующим и атеистам, депутатам ГосДумы и Верховной Рады, олигархам и водителям маршруток.
В чем успех этой песни? Каждый слышит в ней и красивую мелодию, и необъяснимую внутреннюю глубину, и тайну. Причем, тайна эта не только религиозная, но и общечеловеческая, обращенная из внутреннего мира в окружающий. Многие угадывают в песне некий скрытый контекст, который слышится с едва уловимым акцентом дьявольщины.
Этот подтекст услышали киношники, и «Аве Мария» стала часто использоваться в саундтреках к боевикам. Кровавые сцены происходящего на экране не контрастируют, а наоборот подчеркиваются трогательной мелодией Шуберта.
Click to view
Click to view
Восхитительная Нина Хаген включила в свой репертуар именно «Аве Марию». В исполнении Королевы панка (в жизни, не отличающейся благопристойностью и богобоязненностью) песня звучит органично и актуально. Лишь акцент темных сил звучит более осязаемо.
Click to view
Шуберт не задумывал эту песню, как религиозный псалом. Это была одна из семи песен вокального цикла на тему поэмы Вальтера Скотта «Дева Озера». Героиня поэмы Эллен Дуглас в своей третьей песне с молитвой обращается к Деве Марии, начав словами «Ave Maria!». Шуберт посвятит этот цикл песен графине Софи фон Вейсенвольф за поддержку, которую она ему оказывала.
Может быть, разгадку песни стоит поискать у самого автора? Перенесемся в Вену 1825 года.
По немноголюдным улицам идут два молодых человека. Оба вдребезги пьяны. Один из них одет в домашний халат и матерчатые тапочки. Он громко и с настойчивостью современного африканского эмигранта обращается к улице: «Вы, все! Слышите - все до единого, должны кормить меня и содержать. Вы все обязаны мне всем. Я пишу для вас музыку».
Это Франц Шуберт. Ему 28 лет. Все тело его покрыто сыпью - у него третья стадия сифилиса, у него выпали волосы и он в парике. Он много пьет, ходит по борделям и очень мало зарабатывает. Как настоящий музыкант он не церемонится со своей жизнью. Живет у своего друга, который сейчас поддерживает его на прогулке и пытается утихомирить. Друг такой же пьяница и сифилитик.
Отоспавшись, Франс, смазав язвы мазями, усаживается за стол и пишет, пишет музыку, не смотря на мучительное похмелье. Так рождается и «Аве Мария!». Он вновь становится тихим и застенчивым человеком. Эта застенчивость не позволяет ему даже приблизиться и познакомиться со своим Богом, живущему по соседству. Его Бог - Людвиг ван Бетховен.
Встретиться им придется только через три года. Умершего от тифа Шуберта похоронят, согласно его завещанию, на Верингском кладбище рядом с могилой своего Бога, ушедшем на год раньше Франца.
Классическое исполнение:
Click to view
Неподражаемый Робертино Лоретти:
Click to view
Скрипка Иегуди Менухина:
Click to view
А, можно и так:
Click to view
Следуя моде, тоже обратился к своим старым постам. Если новогоднему ТВ позволительно показывать одно и тоже десятилетиями, то чем мы хуже?