Оригинал взят у
severr в
две Франции - две войныЖан-Жак Реметте, считается последним французом, вернувшимся из советского плена в апреле 1955 г.
(напомню на всякий случай, что французы, как граждане союзного государства, насильно мобилизованные в Вермахт, из советского плена
были освобождены ПЕРВЫМИ в августе 1945 г., а к 1949 г. были отпущены все остальные. Те кто оставался до середины 50-х, это были осужденые за военные преступления на территории СССР и за преступления уже в лагерях против своих же соплемеников. Последняя амнистия для иностранных военных преступников была в СССР в июне 1955 г. и по ней было отпущено 23 француза, а еще 5 под амнистию за тяжесть преступлений не попадали и продолжали хлебать киселя в Гулагах... поэтому данный ЗК последним не может быть...)
Телогрейку снял, а шапка как реликвия на столе перед объективом:
а это последний из памятников, установленных французам, замученным в советском плену, как написано на памятнике - от голода и истощения.
пикантность в том, что этот памятник, установлен в городе Агно/Хагенау через дорогу от
памятника русским и советским солдатам, погибшим в плену во Франции:
ветераны Вермахта, по факту прописки оказавшиеся французскими гражданами, случайно попавшими в русский Гулаг,
любят устанавливать душераздирающие памятники наверное, чемпион, установленный в городе Рибовилле:
забавная мемориальная доска солдатам Вермахта и СС, погибшим за Францию:
"Город Мари-о-Мин своим 120 сыновьям призванными в германскую армию в 1942-45 гг. ПОГИБЛИ ЗА ФРАНЦИЮ:
кстати, известная уничтожением французского городка Орадур дивизия Дас-Рейх, разбитая в СССР и выведенная на пополнение во Францию, пополнена была как раз вот этими мобилизованными в Эльзас-Лотарингии. 14 эльзас-латарингнцев, участвовавших в этом преступлении судили открытым судом в Бордо в феврале 1953 г. Суд вызвал напряжение и волнения в Эльзасе. 9 мобилизованных в Дас-Рейх были приговорены к срокам от 5 до 12 лет каторги, 4 к 5-8 годам тюремного заключения, один добровольно вступивший в СС к смертной казни. Напряженность в германоязычном Эльзасе, способствовала тому, что в том же 1953 г. французский парламент большинством голосов принял амнистию ко всем французам, служившим в СС и Вермахте. Осужденные за зверства в Орадуре были амнистированы в том же году, что вызвало волнения уже в Лимузене, где находится Орадур.
наиболее скромный памятник установлен в России на месте братской могилы около 50 французов, умерших в лагере НКВД 188 Тамбов-Рада для пленных Вермахта не немецкой национальности. По мнению "честных" либерально-демократических писателей и журналистов, 50 наличие похороненных в Тамбове свидетельствует о умучении в СССР не менее 10-20 тыс. французов.
фото
отсюда Данные французы в подавляющем большинстве уроженцы Эльзаса и Лотарингии, аннексированных Германией в 1940-45г. СССР согласился считать их гражданами союзного государства, насильно мобилизованные в Вермахт в обмен на аналогичное признание уроженцев Западных Украины и Белоруссии, Молдавии и Прибалтики гражданами СССР.
Согласился не сразу и с трудом. Кроме того, по просьбе де Голля из них была сформирована пехотная бригада "Эльзас-Лотарингия", которая по просьбе того же до Голля в 1944 г. была выведена в Алжир, через Иран и Египет, по пути ранее проложенному поляками.
в 1947 г. Французское правительство передало СССР просьбу о передаче во Францию останков 1443 французов, погибших и похороненных в СССР. Но СССР согласился передать только останки пилотов Нормандии-Неман.
позволю себе цитату из
книги:
В Лондоне в беседе с послом СССР Александром Богомоловым Шарль де Голль признал, что западная граница СССР должна идти по «лини Керзона». СССР сделал крупный шаг по укреплению позиций де Голля и фактически признал, аннексированные Германией провинции Эльзас и Лотарингию французскими. Для закрепления этой крупной победы и придания ей необходимого пропагандистского эффекта, дипломатическая миссия в лице Раймона Шмитлейна стала прорабатывать с советскими властями вопрос о создании французских частей из числа французских военнопленных. Эта идея пришла на замену идеи оправки частей с Ближнего Востока.
Первоначально советское руководство ответило отказом. Французские военнопленные были представлены добровольцами антибольшевистского легиона, большинство из которых в плен попало не по своему желанию. И их количества было недостаточно.
Мирлес привез из Лондона проект формирования пехотной бригады из жителей Эльзаса и Лотарингии. В случае признания Эльзаса и Лотарингии французскими, жители этих двух провинций автоматически признавались жителями Франции, и насильно мобилизованными Германией. Любопытно, что это было точное копирование немецкого шага 1940 г., когда после победы над Францией и возвращения этих провинций, которыми Германия владела до первой мировой войны, жители Эльзаса и Лотарингии были признаны немецкими властями насильно мобилизованными Францией и отпущены из плена безоговорочно.
Дипломатической миссии удалось добиться предварительного согласия советских властей. А вездесущий капитан Мирлес через свою московскую тетушку добился встречи с Лаврентием Берия. Он так описывал эту встречу: «Берия меня принял в огромном кабинете, разместившись в дальнем углу, и мне пришлось пересечь весь кабинет. Он создавал впечатление паука, расположившегося в центре своей паутины. Он сразу же сказал по поводу эльзас-лотарингцев, что может считать таковыми только тех, кто сами перебежали или сдались Красной Армии. Тех же, кого захватили силой и с оружием в руках, должны считаться немецкими пленными. Я на это возразил - наоборот, с их стороны это демонстрации воли к победе над немцами, раз они оказались в руках Красной Армии с оружием, которое, таким образом, они отняли у немцев. Берия рассмеялся и сказал, что раз так, то дело решено58".
Берия отдал приказ на сбор эльзасцев и лотарингцев, который начался в октябре 1943 г. в специальном лагере 188 под Тамбовом. По просьбе французских представителей, у пленных французов немецкая форма была заменена на советскую для отличия от немецких пленных.
Ныне лагерь французских военнопленных в СССР является объектом политических спекуляций. Содержавшиеся там пленные Вермахта, признанные СССР гражданами союзной Франции, и освобожденные от работ и наказаний, выдвигают претензии, что их содержали в лагере, а не на курорте. Во Франции существует ассоциация «узников Тамбова» и воздвигнуто несколько памятников «замученным в Тамбове». В самом лагере, воздвигнут монумент «тысячам, замученных эльзасцев и лотарингцев».
У некоторых очень короткая память! Строительство памятника было оплачено Германией в счет средств по уходу за немецкими воинскими захоронениями во Франции. Утверждается, что в лагере замучены от 14 до 80 тысяч французов, тогда как по официальным данным максимальная численность заключенных этого лагеря составляла около 9 тысяч. Они были освобождены от всех работ, кроме работ по поддержанию и обеспечению функционирования самого лагеря.
Проектом предусматривалось создание бригады «Свободной Франции» под названием «Эльзас-Лотарингия». Раймон Шмитлейн выразил желание возглавить эту часть. С отзывом Мирлеса и Шмитлейна из СССР этот проект не был завершен. А в мае 1944 г. по просьбе Временного Правительства Франции не менее 1700 французских военнопленных были отправлены советскими властями в Северную Африку, где они были включены в состав 1-й французской армии под командованием генерала де Латра де Тасиньи. Большинство пленных, среди которых были и идейные сторонники нацизма, предпочли остаться в России. В июле 1944 г. во время знаменитого марша немецких военнопленных по Москве, колонну пленных замыкали французы.»
PS желающим мне порассказать, что вся Европа в объединенном порыве превентивно воевала против советских автострадных танков напомню, что в немецком плену до конца войны
содержалось 1,8 миллиона французских военных и 1,3 миллиона гражданских лиц, угнанных на принудительные работы.
25 тыс. французских пленных содержались фашистами подо Львовом в шталаге 325 Рава Русская