Jun 14, 2012 23:08
И опять я вас приветствую.
Сегодня мы обнаруживаем себя на границе. Шотландии с Англией (вот неожиданность-то). Здесь мы имеем местность средней степени холмистости, болотистую, неприветливую (после Вальтера Скотта она превратилась в величественную, задумчивую, самобытную - эту романтическую чухню можно продолжать и дальше, хотя местность, на самом деле, не изменилась). Трудно сказать, что привело сюда кочевые племена через некоторое время после окончания ледникового периода, но они здесь более-менее осели и оставили нам ряд следов своего пребывания, вроде стоячих камней. Дальше эту местность с непонятной настойчивостью пытались завоевать все, кому не лень, включая римлян. К XI веку область формально закрепилась за Шотландией, номинально же оставалась в руках местной братвы. Вообще, со стороны это милое местечко весьма напоминало Тортугу. Местным регулярно влетало с обеих сторон, так что, народ на границе становился все более мрачным и жестким, а уровень законности и морали неуклонно падал. До объединения корон (1603), когда установился хоть какой-то порядок, границы были площадкой для игр разбойных кланов, о чем до сих пор сообщают развалины фортов и крепостей, обильно произрастающие среди болот. Тем не менее, находились высокодуховные персонажи, сохранившие среди этого бардака тягу к прекрасному и, в свободное от грабежей, шантажа, мошенничества, пьянства и разврата время любили задуть мелодию - другую.
Стоп! Не задуть. В бордер пайп воздух качают, как и в прочие лоулендерские волынки. Так уж повелось у них. И дроны тоже все засунуты в один сток. То есть, на вскидку, бордер и лоуланд пайпы сильно похожи. Но, достаточно извлечь звук - и сходство заканчивается. Бордер достаточно громкий (от 1,5 до 2,5, если мерить в скрипках). По тембру похож на хайланд, но мягче. Что, собственно, делает бордер практически идеальным инструментом для игры с другими инструментами. Он не теряется, как смолл, но и не убивает все живое в радиусе трех метров, как хайланд.
Строй может быть ля, си-бемоль и си. Ляшные распространены шире, их проще использовать в ансамблях.
Хорошая новость для лентяев: мы вообще не знаем, как на этом играли. Традиция пограничной музыки была прочно и надолго прервана. Как, впрочем, и лоулендерской. То есть, можно играть, как заблагорассудится . Вроде бы. Но плохая новость состоит в том, что подобные волынки под разными именами были практически по всей территории Шотландии. А когда традиции исполнения стали сливаться в одну общешотландскую, в той или иной степени за основу была взята хайландовая манера. То есть, большинство исполнителей, играющих на бордере сегодня, используют хайландовую технику. А энтузиасты, которые не используют ее, заняты сугубо раскапыванием пограничной музыки.
Вышесказанное подводит нас к тому, что репертуар бордера - широчайший. Практически любая шотландская музыка и немного английской еще влезет. Добавьте к этому расширенный диапазон, можно взять одну-две ноты сверх привычной ноны (можно добавить клапан для этой цели, но это для тех, кто ищет легких путей), и вилочную аппликатуру, дающую 3-5 хроматических нот и все становится еще интереснее.
Бордер безусловно сильно привлекателен во всех отношениях, плюс, вы имеете возможность поучаствовать в исторических исследованиях и становлении новой традиции исполнения. Но есть один нюанс, инструмент катастрофически неприятный в плане матчасти. Трость в чантере крайне капризная, требует постоянной работы и тонкого контроля. То есть, я к тому, что трудиться все равно придется.
До новых встреч!
Шотландия,
Волынки,
border pipe,
бордер