Для начала цитирую из "Компромисса (десятого)":
"...Затем на пороге возникла жена главного редактора - Зоя Семеновна. В руках она несла громадный мельхиоровый поднос. На подносе тонко дребезжали чашечки с кофе.
До этого Буш сидел неподвижно. Фужер он поставил на крышку радиолы. На коленях его лежал раскрытый справочник.
Потом Буш встал. Широко улыбаясь, приблизился к Зое Семеновне. Внезапно произвел какое-то стремительное футбольное движение. Затем - могучим ударом лакированного ботинка вышиб поднос из рук ошеломленной женщины.
Помещение наполнилось звоном. Ошпаренные сотрудники издавали пронзительные вопли. Люба Торшина, вскрикнув, потеряла сознание...
Четверо внештатников схватили Буша за руку. Буш не сопротивлялся. На лице его застыла счастливая улыбка.
Кто-то уже звонил в милицию. Кто-то - в "скорую помощь",..
Через три дня Буша обследовала психиатрическая комиссия. Признала его совершенно вменяемым. В результате его судили за хулиганство. Буш получил два года - условно. (Вот ведь. Почти точно попал. Странно, что не совсем точно. - И.К.)
<...>
Я хотел узнать, что произошло. Ради чего совершил Буш такой дикий поступок? Что это было - нервная вспышка? Помрачение рассудка? Буш сам заговорил на эту тему:
- Пойми, старик! В редакции - одни шакалы...
Затем он поправился:
- Кроме тебя, Шаблинского и четырех несчастных старух... Короче, там преобладают свиньи. И происходит эта дурацкая вечеринка. И начинаются все эти похабные разговоры. А я сижу и жду, когда толстожопый редактор меня облагодетельствует. И возникает эта кривоногая Зойка с подносом. И всем хочется только одного - лягнуть ногой этот блядский поднос. И тут я понял - наступила ответственная минута. Сейчас решится - кто я. Рыцарь, как считает Галка, или дерьмо, как утверждают все остальные? Тогда я встал и пошел..."
Че-то я почитал журнал "Эксперт", занявший, как кажется Фадееву, прогосударственную позицию... Ответственно заявляю: Пусси Райот совершили пусть и несколько неожиданно даже для себя, но все же несомненно творческий акт. Чтобы это понять, нужно, как мне кажется, сначала втюхать в "Черный квадрат" Малевича и почему он большее искусство, нежели галерея Шилова и академия Глазунова вместе взятые. Что Малевича именно из-за квадратов по влиянию на окружающий мир можно поставить в один ряд с Марксом, Фрейдом и Эйнштейном. И если Максим Кантор, отметившийся в журнале какой-то чепухой, этого так и не понял, то приходится опять вспоминать Довлатова (из "Чемодана", про Фернана Леже): "Не исключено, что, как многие художники, он был глуп".
Они не дерьмо и не кощунницы, а молодцы - хоть и дуры, конечно, но умнее все равно никого не нашлось. "Эксперт", даже выступая резко против Пусси Райот, остается вполне объективным, напоминая причину восстановления ХСС: "к середине 1990-х в Москве не было храма достаточно крупного и торжественного, чтобы вместить возобновившиеся церковно-государственные церемонии". То есть не веры ради храм возведен, а ради корысти властной и церковной, ради властно-церковного свального греха, и другой точки для такой антипутинской и одновременно (и даже больше) антигундяевской пляски просто нет.
Место правильное как минимум. Это первое, о чем я подумал, узнав про (тогда всего лишь безумную) акцию. Второе - я вспомнил подаренную маме еще в 1999 г. книжку
"54 технологии сопротивления власти", которая, в свою очередь, где-то с середины незаметно превращалась в соответствующий довлатовский текст:
" - Слушай меня внимательно. Очкарики затеяли колоссальную авантюру...
- Кто? - не понял я.
Дядя не ответил. С каким-то веселым задором он продолжал:
- Это будет пострашнее Варфоломеевской ночи...
<...>
- Любой самый гениальный план - уязвим. И рвется эта цепочка, как правило, в самом неожиданном месте. Едва заметное движение - и вот уже спутаны карты... Нарушены, как говорится, правила игры... Штука в том, что это должен быть абсолютно непредвиденный ход... И я его нашел. Слушай внимательно.
Мой дядя перестал улыбаться и заговорил, как офицер, лаконично и резко:
- Первый ход - основной. Второй - для страховки. На случай провала. Не записывай, - перебил дядя.
- Хорошо, - сказал я.
- И запомни. Первое - курить сигареты без фильтра, и только без фильтра. Второе - надевать одновременно две пары трусов..."
Я готов носить по две пары трусов, если мерзкие рожи высших клириков РПЦ спрячут из телевизоров, а высшие клирики государства будут тихонько и без помпы молиться кому хотят и где хотят - но не на виду. А если у них до сих пор кишка тонка без РПЦ править страной - хотя потребности у них вроде как особой нет, по сравнению с Ельциным, во всяком случае - пусть сдают власть. Пока же суд над Пусси Райот, а еще больше - досудебный арест, показали и слабость власти, и художественность жеста Пусси Райот. А оштрафуй их на сто тыщ рублей - и все было бы наоборот: сильная гуманная власть и три бездарные идиотки...
Вот. А вообще всегда стыдно быть ленивым трусом. Хоть в жежешечку напишу.