Не являясь медианалитиком, но в силу своих должностных обязанностей прочитываю последние три года большой объем различных материалов в православном Рунете. А привычка размышлять привела к наблюдению за
сказачной легендой наяву.
Мы привыкли к лентам новостей наших друзей в соц. сетях да так что для некоторых это стало основным источником информацию о мире. Мы активно начали говорить, обсуждать, делиться мнениями. Кажется, что это именно то чего нам не хватало. Но вышло немного иначе. Мы как крысы пошли за дудочкой, а настоящая музыка оказалась недоступна.
Оказалось, что мало уметь сослагать в слова буквы и выстраивать кружева предложений, как и мало просто быть способным слышать звуки, чтоб услышать музыку. Необходимо усилие. И перед этим усилием мы останавливаемся как вкопанные. Не пожелав делать его мы начали слушать первое, что попалось, не вдаваясь в суть.
Большинство текстов, которые мы видим нынче в этот « эпистолярно гражданский бум» имеют четкую позицию «я автор наблюдаю за тем-то и затем-то, что есть передо мной, но не, то, что внутри. Так как внутри это моё». Автор не наблюдает то, что рядом с ним, то, что перед его ногами. Автору проще говорить о том издалека, того что его не касается. «Церковные либералы» говорят о «церковном консерватизме», «оппозиция» говорит о «власти», консерваторы о либерализме. Но за редким исключением никто не пытается говорить, обдумывать, то, что касается той области, в которой находиться сам автор. И не пропущенные, не пережитые внутри себя ответы порождают гвалт, мешая диалогу.
Отсутствие культуры саморефлексии сказалось как никогда. Вместо того чтобы лучше обозначить свои позиции мы пытаемся говорить о том, что находиться на другом берегу. Это ни в коей мере не способствует ни утверждению диалога, ни обоснованию своих позиций. И спор получается не с оппонентом, а с образом (картинкой) который мы сами себе нарисовали и не имеющим к действительности никакого отношения.
Мы не производим оценку своих позиций, не оцениваем деятельность в перспективе. Что приводит к закономерному топтанию на месте, так как если не видишь пути, которые прошли твои предшественники то и оценить свой вклад и необходимость-перспективность усилий в будущем крайне сложно.
Впрочем, из всего эпистолярного бума начинают появляться направления рефлексии, которые начинают формировать пространство для развития классической рефлексивной культуры. Ниже обозначу часть направлений, которые активно развиваются и тем саамы расширяют пространство гражданского диалога.
Портреты о себе. Один из важнейших шагов в осознании своего места и своих позиций. Наиболее интересные тексты данной тематики можно все чаще наблюдать на
«Русской народной линии» и
«Радонеже» (с ретрансляцией на
Православие.Ru). Ведя данную политику уже давно и планомерно эти два околоцерковных медиаресурса развивают общероссийскую церковную публицистику, делая акцент на рассказе о внутреннем состояния и устроении в обществе.
Ещё одним форматом рефлексии стали ответы на вопросы, - которые задаются спикерами из вне (лидерами общественного мнения). Здесь основным поставщиком данных материалов является портал
«Православие и мир», вслед за тенденцией в светских медиапроектах для освещения вопроса брать наибольшие и поверхностные ответы спикеров, а так же разбивать программные речи на множество маленьких новостей. Таким образом, создается видимый объем. Наиболее ярким стали
«цикл ответов на 15 вопросов Панюшкина» в котором приняли участие многие яркие публицисты.
Третьей активной формой рефлексии, пожалуй, является введение идеи знаковости, таким образом, те или иные вещи рассматриваются не как сами по себе, но в более глобальном процессе. Появляются работы, которые характеризуют содержательную форму, очень чутки к любому проявлению и изменению формальных элементов с чудесной способностью усматривать за формой содержание. Это, безусловно, требует готовности анализировать, умение связывать события и явления.
Насколько активно будет развиваться публичное дискуссионное пространство, покажет время. Хотя уже сейчас водиться первое испытание в виде проблемы редакторской. Большинство признанных площадок являются столичными со своими кругом авторов. Четкой системы авторского отбора, появление новых авторов не связанных с «редакциями» ещё предстоит решать.
И думается всё получиться раз, когда вначале диалога ещё говоря на «разном русском» друг друга не отринули безвозвратно.