Оригинал взят у
riverpilgrim в
Суда и люди: о серии пассажирских судов проекта 78515 лет назад, на Черном море, у побережья Турции, затонуло судно «Молдавия». Это не только однотипный с печально известной "Булгарией" дизель-электроход проекта 785. «Молдавия» затонула при точно таких же обстоятельствах, как и затонула "Булгария". Состояние, человеческий фактор, погодные условия - все почти аналогично. За исключением времени, места и количества жертв. Тогда погибло 7 человек, а не 122.
На волне истерии о трагедии "Булгарии" было написано и озвучено много того, чего на самом деле не было. Например, "Украина-Булгария" никогда не была в Чернобыле - там работали совсем другие суда. Какие это именно суда и какую функцию они там выполняли - тоже хорошо известно.
Да и сами суда проекта 785, при кажущейся сейчас архаичности, сыграли большую роль в истории не только флота, но и многих людей в разные времена. Вначале это были грузо-пассажирские суда, на которых отдыхали в отпусках, путешествовали по Волге, Каме, Дону, а на сибирских реках они выполняли транспортную функцию. Затем, по мере ветшания и морального старения, их списывали под плавгостиницы, дома отдыха, пансионаты. Сейчас из 36-ти судов в рабочем состоянии осталось всего 3.
.
О серии.
Дизель-электроходы проекта 785 строились Slovenske Lodenice n.p. Komarno (Комарно, Словакия). Изначально было построено 36 судов. Суда назывались в честь советских союзных республик, композиторов, писателей, художников и политических деятелей.
Через год после постройки, на Дону, сгорает судно "Украина". Его название было позже передано другому судно этого же проекта (которое впоследствии стало "Булгарией"). Любители мистики и хитросплетений судьбы могут здесь найти немаловажную связь, как многие и пытались делать, объясняя, что название исчезнувшего государства на Средней Волге - Булгария - изначально было губительным для судна. Как видим, начало конца было положено еще раньше.
Вот как выглядел список судов с первоначальными названиями:
1952 г. - "Россия", "Украина"
1953 г. - "Азербайджан", "Армения", "Белоруссия", "Грузия", "Молдавия", "Узбекистан"
1954 г. - "Казахстан", "Карелия", "Таджикистан", "Туркменистан"
1955 г. - "Киргизия", "Латвия", "Украина", "Эстония"
1956 г. - "Антон Рубинштейн","Бородин", "Ипполитов-Иванов", "Композитор Глазунов", "Композитор Глинка", "Литва", "Мусоргский", "Римский-Корсаков", "Чайковский"
1957 г. - "Композитор Алябьев", "Композитор Балакирев", "Композитор Калинников", "Композитор Прокофьев", "Композитор Скрябин"
1958 г. - "А.С. Грибоедов", "В.I. Ленiн", "Карл Маркс", "М.Ю. Лермонтов", "Радянський Союз"
"Россия" постройки 1952 года - головное судно серии. Разрезана в Тверской области в 2011 году. Фото: Марк Розовский
Первоначально суда стали работать на Волге, Каме и Енисее. Затем часть судов с Волги была передана на Обь-Иртыш, часть из них затем возвращена и передана на Дон.
Подробные технические характеристики и историю всех судов (с переименованиям и сменой владельцев) я приводить в этом посте не буду -
интересующиеся могут узнать об этом в разделе о судах этого проекта на сайте Riverfleet.ru. Сегодня я закончил обновление этого раздела, обновив информацию о судах и добавив более 100 фотографий судов этой серии. Здесь я освещу те моменты, которые на сайт не попали.
Работа судов в Чернобыле.
После аварии на Чернобыльской АЭС на последствия ее ликвидации были направлены значительные технические силы и большое количество людей. Для проживания групп ликвидаторов аварии, в непосредственной близости от места работы, к 1 июля 1986 года из системы речного флота были мобилизовано 13 судов.
Из Волжского пароходства туда ушли "Белоруссия", "Грузия", "Чайковский" (порт Горький), "Карелия", "Киргизия", "Россия", "Эстония" (порт Куйбышев) и "Таджикистан", "Туркменистан", "Узбекистан" (порт Волгоград). Из Камского пароходства - "Азербайджан". Из Главного управления речного флота при Совете министров УССР - "Радянский союз" и "Т.Г. Шевченко" (экс "В.I. Ленiн").
Фото: Анатолий Моисеев
Суда базировались на Киевском водохранилище в
поселке Страхолесье (Киевская область, Иванковский район). Их функция была в одном - жилые помещения для ликвидаторов аварии. Суда были обшиты фанерными листами, которые должны были их закрывать от радиоактивной пыли.
"Узбекистан" и "Таджикистан" на Киевском водохранилище (р. Днепр) в поселке Страхолесье. Конец 80-х г. Фото: Анатолий Моисеев
Почему были выбраны суда именного этого проекта? Точного ответа нет, но как говорят участники операции работавшие там и работники флота, скорее дело в том, что к этому времени вся серия была уже устаревшей и готовившейся к списыванию. Кроме того, суда были очень вместительными - по первоначальному проекту пассажировместимость 259 человек. Кроме того, суда отвечали нужным техническим характеристикам.
Досуг ликвидаторов был разнообразен. Выступление Аллы Пугачевой на д/э "Чайковский" в сентябре 1986 г. Фото: Анатолий Моисеев
Конец чернобыльского этапа.
9 октября 1989 года работа судов в Чернобыльской зоне была закончена, начался их вывод оттуда и возвращение в обычную жизнь. Но на прежние места вернулись не все.
Были списаны "Белоруссия", "Грузия", "Радянский союз", "Т.Г. Шевченко", "Туркменистан" и "Чайковский". "Азербайджан" был отправлен в Крым, в район Севастополя под общежитие спортивной базы. Дальнейшая его судьба не известна. По одной информации судно затонуло у побережья Крыма, по-другой - сгорело на новом месте.
"Карелия", "Киргизия", "Таджикистан", "Узбекистан" и "Эстония" вернулись на прежние места работы. "Карелия" работала как круизное судно в Самаре до 2006 г., но с тех пор не эксплуатируется.
"Карелия" во время круизов по Волге. 2004 г. Порт Кострома. Фото: Михаил Мозжухин.
"Киргизию" в 1995 г. переименовали в "Петр Алабин", а в 2008 г. значительно реконструировали для улучшения пассажирских и служебных помещений. После трагедии "Булгарии" судну не дали работать и владелец вынужден был поставить его в отстой в Самаре.
"Киргизия" в Чернобыльской зоне, "Петр Алабин" на Куйбышевском водохранилище (2007 г.) и в Самаре (2008). Два последних фото: Михаил Архипов
"Таджикистан" в 1989 году передали в Москву, а в 90-х года отправили в Рязань, где оно работало как стоечное судно - плавгостиница. В 2003 году, во время ремонта на судостроительном заводе в Навашино (Нижегородская область) судно было повреждено в результате пожара и с тех пор не эксплуатируется.
"Узбекистан" после работы в Волгограде к концу 2003 года добрался по Оке до Москвы. С 2004 по 2006 г. посетители парка Коломенское могли его видеть у одноименного причала. Затем судно перевели к причалу Печатники, где оно работает (по документам) как плавкафе сменив название на "Коломенский штандарт".
"Узбекистан" на Москва-реке в Москве, у причала Коломенское. Март 2004 г. Фото: Михаил Архипов
"Коломенский штандарт" на Москва-реке в Москве, у причала Печатники. Май 2008 г. Фото: Михаил Архипов
"Эстония" работал в Самаре, с 2002 года работает в Москве, но в 2003 году была поставлена на реконструкцию, которая так и не завершена. Судно можно увидеть у причала в Северном порту Москвы. За время простоя судно успело несколько раз сменить название. После "Эстонии" оно стало "Киевской русью", а сейчас числится как "Князь Воронцов".
"Эстония" в Чернобыльской зоне, в Самаре (2002 г., фото Дмитрий Илескин), в Москве (2006 г., фото Михаил Архипов)
Трагедия "Молдавии" как предвестника "Булгарии"
15 лет назад, на Черном море, у побережья Турции, затонуло судно "Молдавия". Сначала судно работало на Волге (порт Горький), затем в 1962 г., с поступлением нового флота, передано в Обь-Иртышский бассейн, где работало на линии Тобольск-Салехард. Но в начале 70-х годов, судно передали в Волго-Донское пароходство (Ростов-на-Дону), где оно и проработало до 1992 г., после чего было списано.
"Молдавия" на Волге, а затем на Иртыше. 60-е и 70-е гг. Фото: Марк Розовский и Андрей Филонов.
Но на этом его жизнь не закончилась. Его купили под переоборудование под плавресторан в Турцию, перегнали «на берег турецкий», и до 1996 года оно стояло в порт Трабзон. 28 сентября 1996 года судно было отправлено своим ходом на ремонт. Но во время шторма в Черном море, у побережья Турции, из-за поломки двигателя потеряло ход (после этого судно шло на одной машине), при развороте его захлестнуло волной, оно перевернулось и мгновенно затонуло. Команда на судне была «не родная» - свеженанятая перегонная. Это тоже важный момент.
То есть, причиной гибели стали следующие факторы:
- плохое техсостояние после нескольких лет отстоя;
- случайно набранная команда (перегонная)
- экстремальные метеоусловия
- выход из работы одного из двигателей во время ухудшения погоды
- попытка поворота носом к волне
- переворот на борт и мгновение затопление
Аналогии с трагедией «Булгарии», думаю, вполне очевидны. Но дело отнюдь не в проекте и не судьбе, как многие бы подумали. Ключевым фактором гибели обоих судов стал, как не прискорбно, исключительно человеческий фактор (усугубленный различными допусловиями).
И немного фото "Украины-Булгарии".
На Волге, 60-е года. Фото: Марк Розовский
Слип Пермского судостроительно завода. Октябрь 2006 г. Фото: Антон Тюрин
Последняя навигация под именем "Укриана". 2009 г. Фото: Дмитрий Свинин
"Булгария" в Самаре. 2010 г. Фото: Вячеслав Заикин
Подъем затонувшей "Булгарии". Июль 2011 г. Фото: Русский репортер
"Булгария" в доке Куйбышевского затона в поселке Кирельское. Август 2011 г. Фото: Илья Варламов
Что же осталось от судов 785 прооекта сегодня?
Много выведенных из работы судов этого проекта обитает в Красноярске. Их назначение - плавгостиницы, рестораны, кафе и подсобные помещения. Вот некоторые из них.
Фото: Андрей Урицк, Дмитрий Илескин, 2008-2010 гг.
Про судьбу "Киргизии" - "Петра Алабина" я написал выше. Возможно, судно еще выйдет в рейсы, благо технические состоение у него отличное, а само оно прошло хорошую модернизацию.
"Собрат" "Булгарии" по затону - "Композитор Глазунов" - после ее гибели был отбуксирован в Пермский затон и скорее всего будет разрезан. Судьба "Карелии" тоже под вопросом порезки.
"Композитор Глазунов" в Перми на отстое (2007 г., фото Антон Тюрин) и в работе в Самаре (2010 г., фото Слава Заикин).
На Иртыше осталось судно "Римский-Корсаков". В свое время, его судовладелец, Иртышское пароходство значительно вложилось в судно и провело полную модернизацию. Но сейчас оно не восстребовано и выставлено на продажу.
"Римский-Корсаков" на Иртыше в 2008 г. (фото Александр Овсянкин) и в доке Омского судоремонтного завода в 2010 г. (фото Андрей Филонов)
А на Енисее из 785-х на ходу остался лишь "М.Ю. Лермонтов". После катастрофы с "Булгарией" его первоначально поставили на прикол, но затем, ограничив класс регистра, выпустили в плавание. С учетом того, что судно играет важную транспортную роль по доставке пассажиров на Енисее, то работать оно пока еще будет, но как долго покажет время.
"М.Ю. Лермонтов" на Енисее. 2008 г. Фото Дмитрия Крапивина и Андрея Урицка.
При подготовке поста использованы мои собственные материалы с сайта
Riverfleet.ru, собственные фотографии, а также фотоматериалы Анатолия Моисеева, Дмитрия Крапивина, Андрея Урицка, Дмитрия Илескина, Андрея Филонова, Александра Овсянкина, Марка Розовского, Антона Тюрина, Михаила Мозжухина, Ильи Варламова, Дмитрия Свинина и Вячеслава Заикина.