Фабрика марионеток

Feb 15, 2011 21:54


Кроме конкретных знаний школа дает и многое другое: она формирует отношение к себе, к другим людям, к делу, к миру в целом. По мнению автора книги, основные уроки, которые сейчас дает школа детям, следующие.

1. Урок бессистемности.
Все, чему учат детей, дается вне всякого контекста, ничто ни с чем не связано.

2. Урок сепарации.
Людей можно и нужно делить на группы. Что означает: всяк сверчок знай свой шесток. Еще до поступления в школу начинается борьба за место в престижном заведении, и дети, попавшие, к примеру, в гимназический класс, начинают смотреть свысока на менее удачливых товарищей.

3. Урок безразличия.
Звенит школьный звонок - дети бросают все, чем бы они не занимались, и убегают из класса на другой урок. Они должны включаться и вылючаться как электрический прибор, и как бы ни был важен процесс, происходящий на уроке, звонок превыше всего. Он учит что никакая работа не стоит того, чтобы ее завершить.

4. Урок эмоциональной зависимости.
С помощью галочек, оценок, призов, почестей и наказаний школа учит детей подчинять свою волю командной системе. “Они должны научиться подчиняться, если хотят удержаться на работе в будущем” - какое великое заблуждение.

5. Урок интеллектуальной зависимости.
Ученики ждут, когда учитель скажет им, что надо делать. Фактически дети должны просто воспроизводить то, что в них вкладывают, не привнося никакой своей оценки, не проявляя инициативы.

6. Урок зависимости от мнения окружающих.
Школа учит тому, что представление детей о себе определяется мнением окружающих. Ученики постоянно подвергаются тестированию, оцениванию, аттестациям. Самооценка практически полностью игнорируется. Людей заставляют нуждаться в том, чтобы им указывали, чего они стоят.

7. Урок полной подкронтрольности.
У детей в школе нет личного пространства и личного времени, они находятся под постоянным надзором. На переход из одного кабинета в другой отводится ровно 300 секунд. На дом задаются домашние задания, которые нужно обязательно выполнять, и т.д.
Нелояльность идеям школьного обучения - это то, чего отчаянно боится школа, она воспринимается ею как дьявол, всегда готовый вырваться наружу. Постоянный надзор и отрицание права.

Автор призывает ограничить влияние школы на ребенка, найти способы вовлечения детей и семей в реальную жизнь общества."
Джон Тэйлор Гатто двадцать шесть лет проработал учителем в государственных школах Манхэттена. Имеет ряд государственных наград за выдающиеся заслуги в области образования. В 1991 г. признан Учителем года г. Нью Йорк.

Выходные данные:
Гатто Д.Т. Фабрика марионеток. Исповедь школьного учителя. Пер. с англ. М.: Генезис,2006.
Скачать можно здесь

Спасибо drevniy_daos

общество, цивилизация

Previous post Next post
Up