Русская православная церковь за границей не считает генерала Власова предателем, следует из отклика на книгу протоиерея Георгия Митрофанова «Трагедия России. «Запретные» темы истории ХХ века», опубликованном на сайте религиозной организации.
«На своих сентябрьских заседаниях Архиерейский Синод Русской православной церкви за границей коснулся полемики вокруг увидевшей свет летом с.г. книги церковного историка, профессора СПбДА, протоиерея Георгия Митрофанова «Трагедия России. «Запретные» темы истории ХХ века». Книга представляет собой сборник, в который вошли публицистические статьи и проповеди, написанные и произнесенные отцом Георгием в 1990−2000 годах», − говорится в сообщении РПЦЗ.
«Нас огорчила бросающаяся в глаза ожесточенность спора, немирный и беспокойный дух, который явили некоторые из противников названной книги.
Поскольку речь идет о сборнике, включившем работы отца Георгия, созданные на протяжении почти двух десятилетий, мы позволим себе коснуться лишь одной из затронутых автором тем, а именно - историософской и собственно исторической оценки личности и деяний генерала А. А. Власова. Именно эта тема вызвала и вызывает наиболее болезненные расхождения в русской православной среде − как в Отечестве, так и в рассеянии», − отметили в РПЦЗ.
«Трагедия тех, кого принято именовать «власовцами», т.е. участников движения, на основе которого возникла Русская освободительная армия (РОА), поистине велика. Во всяком случае, она должна быть осмыслена со всей возможной непредвзятостью и объективностью. Вне такого осмысления историческая наука превращается в политическую публицистику. Нам думается, что для лучшего понимания происходившего в России и с Россией в переломные годы минувшего столетия, следует избегать «черно-белого» истолкования исторических событий. Эти события по самой своей природе были настолько сложны, внутренне противоречивы и многослойны, что попытка охарактеризовать их каким-либо одним словом-понятием заранее обречена на провал. В частности, именование деяний генерала А. А. Власова предательством есть, на наш взгляд, легкомысленное упрощение тогдашних событий. В этом смысле мы вполне поддерживаем попытку отца Георгия Митрофанова подойти к этому вопросу (а вернее, к целой череде вопросов) с меркой, адекватной сложности проблемы», − заявили в РПЦЗ.
«В русском зарубежье, частью которого стали и уцелевшие участники РОА, генерал А. А. Власов был и остается своего рода символом сопротивления безбожному большевизму во имя возрождения исторической России. Возможно ли было в условиях, в которых пришлось действовать генералу А. А. Власову и «власовцам», поступать иначе? Мы надеемся, что в будущем русские историки отнесутся к тогдашним событиям с большей справедливостью и беспристрастностью, чем это происходит в наши дни», − говорится в сообщении РПЦЗ.
«Тем не менее на вопрос: «Были ли генерал А. А. Власов и его сподвижники предателями России?» мы отвечаем - нет, нимало. Все, что было ими предпринято, делалось именно для Отечества, в надежде на то, что поражение большевизма приведет к воссозданию мощной национальной России. Германия рассматривались «власовцами» исключительно как союзник в борьбе с большевизмом, но они, «власовцы», готовы были при необходимости противостоять вооруженной силой какой бы то ни было колонизации или расчленению нашей Родины. Перефразируя известное высказывание покойного русского философа Александра Зиновьева, генерал А. А. Власов и его окружение, «целясь в коммунизм», прилагали все мыслимые старания, чтобы «не попасть в Россию». И эти настроения, эти стремления особо не скрывались во «власовской» среде, и потому-то ненавистники России и в самой Германии, и в других странах делали все, от них зависящее, чтобы не допустить своевременного создания боеспособной Русской освободительной армии, и уж тем более - Русского национального правительства», − заявили в РПЦЗ.
«Углубленное изучение истории РОА и ее основателя, верим, подтвердит правоту наших утверждений, основанных на непреложных фактах и подтвержденных свидетелями, из которых, увы, большинство уже ушло в путь всея земли. Но покуда историки скажут свое слово, нам все же не следует столь язвительно и беспощадно заушать собрата, даже если в словах его обнаруживается нечто, вызывающее сегодня у некоторых негодование и несогласие. «Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов», − заключили в РПЦЗ.
Источник