Книгу (довольно весомую, надо отметить, книгу) нобелевского лауреата берёшь в руки с неким предвкушением, с робкой надеждой подружиться или, как минимум, не разочароваться. Просматриваешь высокие оценки друзей, их отзывы и рецензии - все сплошь положительные. И невольно начинаешь ожидать приятного времяпрепровождения...
Ладно, мои ожидания - это сугубо мои проблемы.
***
- Что ты сейчас читаешь?
- «Жестяной барабан».
- Что это?
- Это роман, в котором в первой главе бабушка главного героя сидит в поле перед костром и печёт картошку. Мимо неё пробегает, спасаясь от жандармов, будущий дедушка главного героя - и прячется под юбками бабушки. И пока жандармы искали преступника в поле, дедушка (напоминаю, он прячется под юбками) умудрился как-то зачать маму главного героя.
- Как?!
- Неважно. В этой книге не нужно задумываться над здравым смыслом. Здесь сплошной символизм, но я слишком тупая, чтобы понять хотя бы половину из представленного.
- Например?
- Например, главный герой в трёхлетнем возрасте решил перестать расти (в физическом смысле) и навсегда остаться ростом в 94 сантиметра. Чёрным по белому там не написано, что остановка роста - такая форма протеста против политического режима, войны и всей хрени, в которую была погружена Германия двадцатых-сороковых годов, но когда война заканчивается, он вдруг немного возобновляет свой рост. И это один из немногих символов, который я поняла. Точнее, лишь думаю, что поняла.
- Зачем ты тогда это читаешь?
- Я мазохист. Мне нравится, когда мозг вытекает из ушей.
- Всё не научилась бросать книги недочитанными?
- Да(
***
Роман раздражал меня как раздражал бы живой барабанщик, упражняющийся под боком (за соседней стеной, не обладающей должной звукоизоляцией, к примеру) не менее трёх часов в день.
Роман раздражал главным героем, напоминающим своим более чем скромным ростом и сопоставлением с Иисусом Христом Оуэна Мини - персонажа одной из книг Джона Ирвинга. «Молитва Оуэна Мини» - тоже своеобразное произведение, которое далось мне весьма непросто. Зная любовь Ирвинга к героям родом из немецкоговорящих стран (или хотя бы к путешествиям героев в эти страны), начала подозревать Джона в небольшом плагиате. Хотя, быть может, это и не Грасс первооткрыватель - всё давно уже придумано и написано до нас.
Скучные 2,5 недели моей жизни. Скучные, невнятные, непонятые. Эти 2,5 недели выработали у меня некий комплекс неполноценности: почему им удалось найти в этом театре абсурда нечто прекрасное, а я могу лишь недоумённо пожать плечами?
«Жестяной барабан» - это такая книга, которую я буду рекомендовать, только желая над кем-нибудь поиздеваться. И - как назло - потенциальная жертва получит удовольствие, а я буду лишь курить бамбук. Это тот параноидальный случай, когда подозреваешь, что все сговорились и дружно тебя обманывают в своих единодушных восторгах к книге, вызвавшей у тебя в лучшем случае эмоцию «эээ… ШТО?!».
Спасибо за внимание, можете сменить жилетку на сухую.