Принципы проведения праздника (Клейн, 1999)

Oct 24, 2010 10:43


...то, о чём мы говорим применимо не только на вечеринке, а так вообще устроены процессы.
Беседы с Клейном, 1999
Сел писать отчет о своем участии в "Бизнес-пятнице в четверг".
Для начала решил разобрать материал беседы: "Принципы проведения праздника".
Составлю своего рода тезисы, к которым буду обращаться в отчете.

4 уровня управления процессом:
  1. По сценарию: заранее пишется сценарий, распределяются роли, проводится. Этот уровень всем понятен, все его знают. В том числе все его знают и всем он понятен потому, что это самый примитивный уровень организации процессов.
  2. "Сценарий-лидер". Когда есть сценарные блоки, которые компонуются ведущим по ситуации. Но внутри сценарного блока всё достаточно жёстко. Это даёт возможность более гибко управлять процессом, выбрасывая какие-то блоки или переставляя их в нужной последовательности. Отдалённый, но типичный пример: у тебя есть какое-то количество рассказов, ты читаешь их на сцене в той или иной последовательности, выбирая. Тем не менее, у тебя это количество есть.
  3. Третий уровень - тот, который был вчера. Есть цель достижения искры энергии из человеческого коллектива с целью веселья. Может быть и с целью разрушения.
  4. И четвёртый уровень - когда нет цели, а есть только некие тенденции, и ты среди них, как-то извиваясь, куда-то идёшь. Это мы сегодня не рассматриваем.
Итак, мы говорим о третьем уровне: есть цель, и нет никаких заготовок. То есть это фактически импровизация.
Импровизация основывается на двух вещах - на приёмах, которые ты усвоил, и гибкости твоей реакции на изменение среды.

Если первый уровень не предусматривает обратной связи - что бы ни было, сценарий гонится, гонится, гонится, - второй предусматривает обратную связь в дискретных проявлениях, то третий уровень обратную связь предусматривает постоянно. На четвёртом уровне прямая и обратная связи вообще сливаются. Непрерывный процесс - невозможно отделить, где прямая, а где обратная связь.

Принципы:
Один из принципов это то, что нужно как можно быстрее разгонять процесс. То есть экспонента должна быть очень крутая, а потом резко заканчивать. Можно медленнее разгонять. В зависимости от ситуации, от того, чего ты хочешь. Можно долго заканчивать. Но если ты делаешь стройное, динамичное событие, то ты в начале вкачиваешь, разгоняешь, структурируешь и, потом в конце, резко завершаешь.

Везде, где ты можешь сымпровизировать и сделать что-то весёлое - сделай.

Выступая в роли лидера, быть лишённым амбиций. По крайней мере, две грани лишения этих амбиций очень важны. Первая - не бояться "кривляться". А вторая - "кривляться" ровно столько - я в кавычках "кривляться" в данном случае говорю, - сколько нужно, чтобы кого-то разогнать, а не заниматься самолюбованием.

Тут нужно ясно сознавать, что это работа. Если это высококвалифицированная работа, то нужен будет только результат, а ни что другое. То есть для того, чтобы быть на третьем уровне мало иметь определённый уровень понимания процессов. Нужно еще иметь определённый уровень личной просветлённости и чистоты, чтобы не увлекаться самолюбованием, например. Не якать.

Ещё, в качестве принципа, нужно сказать следующее. На примере противопоставления. Если в сценарии ты наметил что-то - ты это делаешь. А здесь ты отскакиваешь как пуля. Я имею в виду как пуля в скорости. Куда-то пробиваешься, кого-то вытаскиваешь. Не получается - тут же переключаешься на другое. Переключаешься с форм. С одной на другую форму вытаскивания. С объекта на объект. С вытаскивания на не-вытаскивание. С чего-то на музыкальную паузу. Ты должен быть очень гибким. Ты должен быть как вода. Как струя.

Приемы:
"Чем больше неожиданности, тем лучше".
Неожиданность равноценна взбалтыванию. Или в какой-то момент беспорядочно бросаешь на холст краски. То есть неожиданность, взбалтывание. Любые неожиданности сами по себе высекают потоки интересов, потоки энергии. Чем больше неожиданностей, тем лучше. Когда всё ожиданно - скучно.

Неопределенность.
Или, другими словами, чтобы перевести из состояния одного устойчивого равновесия в состояние другого устойчивого равновесия его нужно вывести из равновесия. Расшатывание - это принцип создания процесса.

Когда кто-то говорил я прерывал очень часто. Вставлял свои слова, вставлял свои замечания и так далее.
Прерывание потоков - это тоже способ высекания дополнительных порций энергии. Естественно, ты их должен прерывать так, чтобы они не заглохли. Не затыкать их. Идёт струйка фонтана, ты по ней делаешь "бац!" и возникает какой-то эффект. Все забрызгиваются этим фонтаном. Прерывание, точно так же, как и поддержка (прерывание темы - мы об этом говорили - прерывание любого процесса) служит дополнительным взбалтыванием. Поэтому прерывание было не случайным. Другое дело, что прерывание должно находиться в тех пределах, чтобы не мешать, а только помогать.

Это тоже приём - замыкание пространства. Это называется "поставить перед фактом".
Когда ты человека подвигаешь к чему-то, а он не подвигается - ему легче подвигаться в группе. Минимальная группа состоит из двух человек. Как только ты его завязываешь с другим человеком - подвижка идёт легче.

Далее приём, который называется структурирование.
Это, фактически, раздача ролевых функций: ты будешь деревом, ты будешь стеной, ты будешь вешалкой, ты будешь часами с кукушкой. В нашем случае это было для жюри. Это можно более или менее мягко проводить, но это должно быть.
...После того, как появились участники конкурса и не-участники конкурса идёт дополнительная структуризация. Это тоже приём, который помогает управлению. Смысл воздействия этого понятен, да? Человек при деле и уже в рамках этого начинает чего-то развивать.

Конкурс - это тоже приём, который позволяет - если мы структурируем коллектив - структурировать время. Вот это - временное пространство. Некая цепочка действий, у которой есть начало и конец - это тоже структурирование. Но не по людям, а по этапам.

Ещё такой приём. Удлинение. ...Всё, что можно удлинить (сейчас я говорил о том, что все события имеет начало и резкий конец) внутри события - нужно удлинять. Что такое "всё, что можно"? Любой выплеск энергии. Если это нечто не даёт энергии - это нужно заканчивать и обрубать. Если даёт энергию - нужно это поддерживать.

Управление, Стратегия, Клейн, НАДПРОФ

Previous post Next post
Up