Прочитал в ЖЖ
друга. Решил зафиксировать, ведь скоро по льду ехать, а потом еще и ходить три дня.
ЕСЛИ ТЫ ПРОВАЛИЛСЯ ПОД ЛЕД НА МАШИНЕ
Природа периодически дарует нам безбрежной ширины нерукотворные мосты. Пусть 2-3 месяца в году, но лед всегда играл за нас - вспомним Ледовое побоище, Дорогу жизни и «Вот мчится тройка почтовая по Волге…». Однако ежегодно десятки людей
гибнут, провалившись под лед в авто, либо падая через ограды набережных и мостов.
Опыт тех, кому удалось спастись из ледяной ловушки, мы попытались обобщить, закинув в блогосферу остросюжетную тему «отчет утопленников».
ЧТО ДЕЛАТЬ В САЛОНЕ ПОД ВОДОЮ?
Как правило, выезжающие на «магистральный» лед уверены, что с ними ничего не случится - психологически он быстро начинает
восприниматься как заснеженная прерия без каких-либо знаков препинания.
Случается же по разным причинам: по пьяни, глупости, неосмотрительности или случайности.
Иногда не везет даже опытным профессионалам - так недавно погиб министр по развитию транспорта, энергетики и дорожного
хозяйства Бурятии Сергей Черниговский, джип которого попал в прикрытую снегом полынью на Байкале.
- Выезжая на лед, держите двери незакрытыми, чтобы посматривать, не появилась ли под колесами вода, и в случае чего успеть, как можно раньше выскочить из машины. Вовремя распахнутая дверь может даже притормозить погружение, тогда как открыть двери под водой нелегко, а то и невозможно.
- Падать лучше на бок и сразу откатываться подальше.
- Если автомобиль не влетел в полынью на хорошей скорости, то тонет он обычно не спеша - все же поплавок, хотя и дырявый.
- Пока же скиньте с себя лишнюю одежду - она может затруднить эвакуацию, а кроме того, намокнув, грозит превратиться в свинцовый скафандр. Так же стоит поступить с тяжелой обувью, легкую же лучше оставить, развязав шнурки - все же вам, вероятно, предстоит вскоре неближний путь; но если почувствуете, что она ощутимо снижает плавучесть, то сможете избавиться и от нее. А вот перчатки, если есть, лучше надеть - причем еще перед выездом на лед, вряд ли под ним об этом вспомнится.
- Если дверь заклинило, окна не опускаются или вы явно не сможете через них пролезть, не впадайте в панику, бейте лобовое стекло.
В этом может помочь молоток, предусмотрительно положенный в бардачок, а лучше под руку - в студеной мгле шарить не очень удобно. Если ударить нечем, бейте кулаком, плечом, а лучше, ногою.
Если стекло не разобьется, а выдавится, то может оглушить, а то и серьезно поранить, поэтому подстрахуйтесь руками и отвернитесь.
Последнее необходимо и для того, чтобы успеть сделать объемный вдох из пузыря стремительно покидающего авто воздуха - впрочем, вряд ли кто-то забудет об этом условии плавучести. - Пока же в салоне есть воздух, очень повысит шансы на благополучное всплытие активное глубокое дыхание, оно увеличит время выживания под водой минимум до 2 минут.
Если рядом пассажир, все эти действия желательно комментировать в режиме «делай, как я» и, конечно, не забыть прихватить его с собой…
ПОТОЛОК ЛЕДЯНОЙ…
Выбравшись из салона, что есть сил оттолкнитесь от машины и, как в рассказах переживших клиническую смерть, интенсивно гребите в сторону света, работая руками и ногами.
Погружение обычно происходит с креном в сторону моторного отсека, либо машина может сноситься течением и оказаться на значительном расстоянии от полыньи.
Будьте осмотрительны - удар головой о жесткую твердь ничего хорошего не сулит.
Добравшись до полыньи и отдышавшись, попытайтесь зацепиться за край. Считается, что в ледяной воде человек может продержаться до 10 минут - по крайней мере, так учат моряков на Северном флоте. На самом деле может и больше. Но первое, что может подвести, это руки - пальцы деревенеют и уже не способны быть цепкими. Смягчить охлаждение и облегчить преодоление кромки льда как раз и помогут перчатки.
Если поблизости кто-то есть или есть вероятность, что вас услышат, зовите на помощь.
Но и времени не теряйте, попытайтесь принять горизонтальное положение, как при плавании кролем, разогнаться и выскочить
рыбкой на лед, помогая себе локтями.
Выбираться предпочтительно в сторону, откуда приехали. Сразу не вставайте, а отползите или откатитесь от воды, но и, оклемавшись, не залеживайтесь.
Любители адреналина типа «отмороженных» рыболовов берут с собою в салон специальный поплавок на короткой веревке, который пристегивают к себе монтажным поясом. В этом случае не нужно терять одежду и обувь, поплавок потянет вверх. В качестве поплавка «автоподводники» используют кусок толстого пенопласта (на нем обычно рыбаки и сидят), слегка надутую камеру или подушку безопасности, сяч в сетке и даже аптечку пенопластовую в полиэтиленовом мешке, как бюджетный вариант.
Опытные рыбаки берут с собою на зимнюю рыбалку пару длинных гвоздей, используя их как крюки в случае провала. Ведь нередко гибнут буквально в полушаге от спасения, от переохлаждения - опоры нет, лед скользкий, а намокшая одежда тянет вниз. Вместо
гвоздей можно держать в салоне пару отверток, во время эвакуации засуньте их за пояс, возможно, они помогут вам выжить - выползаем на них, как альпинист на ледорубах.
Некоторые держат поблизости свисток - звать на помощь в воде со сбитым дыханием трудно, да и сил много тратится.
ВОДЯНОЙ, ЛЕДЯНОЙ, УМЕЛЫЙ
Оказавшись в безопасном месте, снимите и отожмите мокрую одежду, затем оденьтесь и бегом в сторону теплого места. Двигайтесь настолько бодро, насколько способны. Нос, щеки, кончики пальцев на руках и ногах обмораживаются
в первую очередь, причем после «прихватывания» боль исчезает. В сырую и ветреную погоду и в тесной обуви обморожение может произойти даже при плюсовой температуре. Сильно повышают шансы на выживание общая закалка, особенно «моржевание».
Попробуйте на Крещение поучаствовать в зимнем купании - забава эта уже достаточном массовая и неплохо психологически адаптирует к ледяной воде. Ведь паника - самый большой враг в вышеописанных ситуациях.
Вопрос: пристегиваться ли ремнями, выезжая на лед? С одной стороны, если машина «въезжает» в лед, а вы не пристегнуты, то можно сильно удариться; с другой, возня с ремнем - это потеря времени, а чем раньше вы окажетесь вне салона, тем целее будете.
ЛЕДОВЫЕ ПОДВОХИ
- Неравномерное замерзание. Не «покупайтесь» на первые морозы, льду надо набрать силу и толщину. На Байкале, к примеру, зимники открывают только во второй половине января, а там холоднее, чем в центральной России. К тому же водоемы замерзают неравномерно, иногда в Сибири и при морозе в 30 градусов можно увидеть незамерзшие реки с быстрым течением. Либо где-нибудь в глубине озера бьет относительно теплый источник (градусов в 7), и такие опаснее теплых стоков, промоины от которых видно издалека.
- Обманщик снег. Может скрывать не только тонкий лед, но и небольшую полынью или трещину. Особенно опасно это в сумерках,в темное время выезжать на незнакомый лед - двойное безумие.
- Сильный ветер. Опасен на больших,не полностью замерзающих водоемах. Ветер поднимает волну, которая, ударяясь о кромку, ломает лед. Например, популярная среди путешественников ладожская перемычка между Карельским перешейком и островом Коневец замерзает быстрее, чем открытые озерные пространства,получается ледяной мост шириной в несколько километров. Штормовой ветер, дующий вдоль берега, ломает и уносит его. Аналогичные случаи с дрейфующими по рекам рыбаками, можно регулярно наблюдать в репортажах - все дружно соглашаются, что дурь чистой воды, но вертолет и ныне там.
- Предательский берег. У берега бывают трещины,там возникает висящий лед, под ним пустота, а по весне таяние наиболее активно. Зато, как правило, мелко, и проваливаться безопаснее. Если провалились у берега - вам повезло,считайте это прививкой.
- Вода на льду. Такое бывает ближе к весне. Очень опасное явление.
- Места, где в озеро впадают реки и ручьи.
- Нельзя подходить к обломанному краю, подползать - тоже опасно. Широко раскиньте ноги, если неподалеку окажется несколько человек, ложитесь на лед цепочкой и продвигайтесь к полынье. Нельзя предлагать товарищу руку - если утопающий ухватится за нее, выбор будет сильно ограничен - либо вы его вытащите, либо он утащит вас.
- Посему протягивайте потерпевшему веревку, шарф или ветку. Ваша задача - дать точку опоры, если лед начинает трещать и под вами - отползайте. Если провалившийся не ребенок, не давайте воли своим альтруистическим импульсам, побуждающим разделить ледяную купель. Ведь пока вы на льду, шансы на спасение гораздо выше.
ВЫЕЗЖАЙТЕ НА ЛЕД ТОЛЬКО ПО СПЕЦИАЛЬНО ОБОРУДОВАННЫМ ЗИМНИКАМ
Под лед проваливаются не только автомобилисты, но и мотоциклисты, и даже велосипедисты. Вот как описывает свой опыт блогер-мотоциклист Old_bobr: «Еду на «Хонде» по снегоходной колее, солнышко, радуюсь, вдруг чувствую - лед трещит!
Я подумал, что надо бы выбираться, но пока соображал, куда, сбавил скорость и в следующий момент ухнул под лед. В одну секунду - вот еду, и вот уже под водой. Провалилось переднее колесо, удар об руль, потом грудью о край льда… Пытаюсь всплыть - шлемом об лед, а воздуха-то мало… Ощупью нашел край - вынырнул, отплевался. В очках вода, ничего не вижу, пытаюсь вылезти на лед - край все время обламывается. Очень трудно нырять и плавать в ботах. Снял очки и стал, как ледокол, проламывать лед в ту сторону, откуда приехал - через пару метров удалось вылезти. Ползком в сторону берега, потом встал, дошел... Там народ - смотрят, фотографируют…
Добежал до дороги, поймал машину - спасибо, люди добрые!
Довезли до моей машины, температура за бортом -10. Через 3 часа, уже по темноте, вернулся в сопровождении амфибии и трех мужиков в гидрокостюмах. Тот, что с аквалангом, нырнул, нашел, привязал - метров 5 глубина, мот зарылся в ил по бак. Тянули за тросы с катера и с досок. Вытащили, откатили к берегу. Сам - цел, ни царапины, не простудился».
МЧС разрешает выезд автотранспорта на лед только на оборудованных переправах.
При этом толщина льда должна быть не менее 25 см для легковых авто и 45 - для грузовых. Безопасным для пешехода считается лед толщиною не менее 15 см. При плюсовой температуре воздуха больше трех дней прочность льда снижается на 25%. Самый надежный лед имеет голубой цвет, прочность белого - в два раза ниже. Самый ненадежный - матово-белый с желтоватым оттенком, может в любой момент сломаться.