Заметки путешественника по Таиланду

Dec 20, 2019 15:33


Для меня Индокитай долгое время оставался одним из самых притягательных - а равно и самых недоступных уголков…

Теплый климат, полное отсутствие зимы. Культура, впитавшая наследие буддизма и индуизма и объединившая их в неповторимом синтезе. Смягчающее влияние южных морей.

Но - далеко добираться, 10-часовой перелет, непростая акклиматизация, да и цены подороже турецких…

Хотелось, конечно, приехать сюда с экскурсионным туром, побывать сразу во множестве мест, соприкоснуться с главными духовными центрами Индокитая.

Но реальные возможности - скромнее.

И вот ноябрьским днем мы прилетели с пляжным туром в Таиланд...



Паттайю выбрали из-за близости к столице и границе с Камбоджей. Оттуда, из глубины камбоджийских джунглей манил и притягивал сказочный, легендарный, мистический Ангкор Ват, столица ушедшей в историю империи.

А здесь, на побережье - теплый Сиамский залив, с 28-градусной водой, мирный современный курорт и только закончившийся сезон дождей.

Страна - вот она, но ее душа от нас словно прячется. Хочется экзотических храмов и южной природы, а наблюдаем какие-то задворки, хибары вперемешку с современными отелями, которых много по всему миру, высоченных некрасивых домов.

В репортаже я попробую выделить душу страны, то глубокое, с чем удалось соприкоснуться за время путешествия. Но и материальную сторону жизни избегать не буду - иначе получится неполная картинка.



Невозможно представить Россию без русских берез, без медленно текущих равнинных рек, без храмов с куполами-луковками. Но также трудно представить Россию без разбитых, грязных дорог, полузаброшенных деревень, бесконечных складов с серыми заборами в городах.

То же и с Таиландом.

Есть потрясающей красоты храмы, статуи Будды, есть маленькие святилища на улицах, домики духов. Есть природа, роскошная, цветущая круглый год, не знающая зимы.

И совсем рядом, вокруг - нагромождения убогих домов, грязные улицы, тысячи мотобайков и провода, провода, провода - повсюду. Кажется, их миллионы!



Наиболее резким этот контраст был, когда мы проезжали этот храм. Вначале я все пытался найти ракурс, чтобы его красиво сфотографировать - потом махнул рукой! :)

Душа и тело страны находятся в гармонии не всегда, но между ними есть странная связь, которая раскроется не сразу и бывает не всегда ясной даже тому, кто в этой стране родился и вырос.

Первый раз с душой страны мы соприкоснулись вечером на набережной у пляжа Донгтан. Люди сидели на песке среди деревьев и смотрели на море. Кто-то ужинал, прямо на циновках. Кто-то просто предавался созерцанию.

И деревья, казалось, тоже участвовали в этом созерцательном погружении. Очень красивые, с корнями, начинающимися на высоте метра.



Они протягивали свои ветви в сторону моря.



Но мы были слишком усталы после 10-часового перелета, чтобы все как следует прочувствовать. И вдобавок мы пришли сюда без подстилки или циновки…

Уже позже нам объяснили, что в Таиланде образ жизни отражает понятие сабай - покой, уют, физический комфорт. Точнее составляющих три: санук, сабай и суай.

Санук переводится как радость, душевный комфорт, удовольствие.

И разделить ужин вечером на набережной с близкими и друзьями - это Санук! И это - Сабай! :)

Дети в саду храма

Эмблематический образ - смеющиеся дети в саду храма-дворца…

Даниил Андреев

В Бангкоке нам довелось увидеть такую картину:



Школьная команда играет в бадминтон при храме Ват Пхо.

Не знаю, была ли это небольшая спортивная секция или урок физкультуры в обычной школе - но дети играли во дворе монастыря, на фоне одного из главных храмовых зданий. (А монастырь этот, в свою очередь, один из главных в стране)

В Таиланде до сих пор почти половина начальных школ при монастырях. Монахи занимаются воспитанием детей.

Это кажется правильным, ведь монахи - наиболее нравственно ориентированные люди в обществе. Когда-то в России были церковно-приходские школы (уж не знаю, было бы хорошо или нет, если бы они действовали сейчас). А здесь подобная традиция до сих пор жива.

Правда, говорят, что эти школы в основном для бедных. Обеспеченные родители стремятся отдать ребенка в частные городские школы.

Но есть в Таиланде и особенные (можно сказать, элитные) загородные буддийские школы - как например, Panyaden School в Чианг Мае.



Буддийская школа в Чиангмае

фото с сайта: https://altermama.ru/thailand/panyaden-school-chiang-mai.html

И тут уже совсем близко моя мечта о Новом образовании.

Конечно, это уже другой регион, и мы этого не видели.



Но приятно сознавать, что такое в этой стране есть...

Отметим, что в представлении Даниила Андреева именно смеющиеся дети (на фоне храма) - зрительный образ этой культуры. К улыбке в Таиланде относятся особенно. Она является неотъемлемой частью этикета, выражая приветствия, просьбы, благодарность и даже отказ. А местный язык насчитывает 13 слов для обозначения видов улыбки.

Что касается тайского образования, про него говорят разное. Но его неотъемлемая часть - такое отношение к процессу обучения, чтобы дети были рады. Возможно, они при этом не так много запоминают, но когда приходят из школы, родители спрашивают не «что вы проходили сегодня?», а «как вы провели день?» Обучение  тоже должно быть санук и сабай :)

Даосские и конфуцианские алтари на горе Будды

О детях я рассказал, нарушив хронологию. На второй день нашего пребывания в Таиланде мы оказались на горе Будды. Так ее, во всяком случае, называют, хотя гора - это сильно сказано, скорее холм. Но над равнинной Паттайей она возвышается заметно, и золотой Будда с безмятежной улыбкой виден издалека.



Для туристов это достопримечательность, для местных - священное место. Рядом с Буддой небольшой храм, где можно побеседовать с монахом, поставить свечи.

Но об этом чуть позже. Прежде чем подняться к статуе, мы посетили соседний парк. Он оказался посвящен китайской культуре и религии.



Это не храм, а «всего лишь» ресторан

Даосизм, как известно, религия преимущественно китайская, не говоря уже о конфуцианстве.

Тем интереснее было обнаружить в таиландской Паттайе такое святилище:



The Ho Thu

Кроме даосского символа инь-янь я тут почти ничего не понял.

Смысл надписи помог объяснить мой учитель по тай-цзи. На алтаре изображена Хэ Ту - китайская схема восьми триграмм, по легенде данная волшебным драконом первому императора Китая Фу Си. Именно он и сидит на пьедестале.

На Хэ Ту находятся 55 черных и белых точек, представляющие числа Неба и Земли. Среди них белые точки - нечетные числа, представляющие энергию Ян - Небо, поэтому называются небесными числами; черные точки - четные числа, представляющие энергию Инь - Землю.

Схема Хэ Ту имела большое влияние на китайскую философию, медицину, представления фэншуя и даже математику. (Подробнее можно почитать здесь: )

Другой алтарь - уже чисто конфуцианский - мы нашли в соседнем парке.



Сам парк показался удивительным сочетанием природы и культурных традиций - и просто уютным местом, где хорошо укрыться от жары.



Тут был и прудик с рыбками и черепахами



А рядом - памятник с обширной надписью на английском и китайском языках:



Конфуцианская идея для гармонизации общества

«Когда царит идеальный порядок, мир подобен дому для каждого из нас…»

Меня лично идеальный порядок настораживает, но если он такой, как в этом парке, - почему нет?..

Посидев немного на лавочке у памятника, мы отправились дальше. На горе еще ждал Будда, и до заката оставалось около часа.

На выходе из парка нас поприветствовала китайская богиня:



Скорее всего, это была Лунная богиня Чань-Э, которую иногда изображают с фонарем.

По легенде, она выпила случайно эликсир бессмертия, обрела способность летать и отправилась на Луну.

Мне понравился парк. Этот религиозный и культурный синтез и место, которое нас так хорошо встретило.

продолжение здесь

PS. А здесь можно прочитать репортаж Лены « Погружение в Паттайю» о нашем первом дне в Таиланде.

буддизм, путешествия, статуи, Таиланд

Previous post Next post
Up