Бывают в жизни такие совпадения, такие два события , что они делают тебе третье событие . Читаю сейчас с бумаги "Судьба Блока " Немеровской и Вольпе. 29 года книга. Читается очень тяжело не потому, что бумага, не по тяжести монтажа писем, фактов, свидетельств, а оттого, что знаешь развязку, и знаешь, что подготовили и осуществили эту грёбанную революцию, уничтожившую миллионы (я не знаю, десятки или сотни миллионов людей по всему миру, ведь вещь-то заразная) не ленин с троцким, а как их первый называл "полезные идиоты. ВячИванов на своей "Крыше", где собирались люди искусства , и всякая большевистская шваль вроде Луначарского, считающие, что знают как можно развернуть поезд, разогнанный тысячу лет в одну сторону, быстро и в обратном направлении. Блок, великий русский поэт - один из этих людей. Вместе с Гумилёвым - первым и погиб при развороте. А большевики их только использовали, чтобы устроить большой грабеж, такую экспроприацию, каких , кроме гитлеровской, мир не видывал.
И, в качестве отдыха от давно непривычного чтения маленьких букв при плохом освещении(впервые за семь лет очки пришлось вернуть) , включил фильм Леонида Парфёнова "Цвет нации". Цветные фотографии дореволюционной России я видел на заре интернета, их тогда опубликовала библиотека конгресса На их основе и сделан фильм(помним, что я читаю книгу как-раз о тех временах, начале века 20 и ещё глубоко в ней) .
Парфенов фильмы умеет делать. Не помню ни одного из них , кроме "Русские евреи", который вызывал бы у меня какие-то притягивания за уши, неточности, даже сомнение в источниках не возникало. Ну с этим фильмом, о евреях - понятно. Он вне темы, а я - внутри. И у него не было 20 лет времени на подготовку , а у меня времени на эту тему по 11 часов в день . Но все остальные сделаны качественно, добротно, с глубоким погружением в тему. Но этот фильм - лучший из всех его( а уж не его, и подавно) исторических фильмов. Даже фильм о импрессионистах(но там несколько другой жанр, добавленны потрясающе сыгравшие актеры, может и нельзя сравнивать) отошел для меня на второе место. Блестящая идея - поставить рядом с одними фотографиями начала века - современные , найдя точку съемки. Ну ладно, это два события... Книга и фильм. А где же третье?
О нем чуть подробнее...
Сначала цитата из книги. Свидетельство К.Чуковского. В 29 году еще только К, а не К.И.
"Никто , кажется. до сих пор не заметил, как мучился Блок всю жизнь оттого, что люди - не люди(не ц.п.п. - так в книге, не нелюди, а не люди)Однажды, сидя со мною в трамвае, он сказал : "Я закрываю глаза, чтобы не видеть этих обезьян ". Я спросил: "Разве они обезьяны?". Он сказал : "А разве Вы не знаете этого?". Конц цитаты, а жаль, что нет ответа Чуковского.
Теперь о фильме. Царь поддержал странный проект - сфотографировать в цвете своих подданных на всех просторах империи . И среди многих фотографий - всего несколько (эмир Бухарский, его премьер, да на общей фотографии с пожарной командой городской голова) - крестьяне, рабочие. И всей царской семьей рассматривать эти прекрасные фотографии , с прекрасными, в невьебенных (любимое матерное слово Парфёнова, и мне оно нравится)нарядах. Семья, в скором времени расстрелянная теми, кто собирался в это время в Башне, недалеко от дворца, и обижался на обыск в квартире. Для них нелюдями оказались и эти крестьяне (они их потом голодоморами, раскулачиваниями и лагерями уничтожили. Как-то Михаил Казиник сказал в своей лекции - (ц.п.п) В 1917 году всё смела чернь, выросшая выросшая после 1861 года, после дурацкого мгновенного "освобождения от рабства" 40 млн крестьян. Без беспокойства о школах, для получения профессии, без подготовительного периода, короче. Они ринулись в города и выросшие в нищете,так хорошо описанной Акуниным в своих романах, их дети - это те, кого видел Блок, но они составляли мизерную долю населения страны. Я бы сказал, ничтожно малую. Смотришь на фотографии городов и деревень , и видишь благополучие . На современных Блоку фото много детей и взрослых.... Следов пьянства нет. Продолжать читать книгу стало еще труднее после фильма. Но и фильм и книгу очень рекомендую. и ещё - все случаи вмешательства русских поэтов в политику приводили к катастрофам, если их вовремя не останавливала власть. Поэты, братья! Не лезьте вы в неё. Наше дело - стишочки крапать...Больше, чем поэт - это как раз об этом. Вспомните, что это сделало с Пушкиным("Гибель Пушкина" Ахматовой) Блоком и Гумилёвым, Есениным и Маяковским, Мандельштамом. Владейте душами людей - а власть пусть владеет телами. Просто я и сейчас вижу, как поэты лезут в современную политику. Посмотрите , что натворили ребятки серебряного века! У меня волос дыбом от книги и фильма. Да и в бронзовом веке русской словесности (фильм "Тайная страсть"по книге Аксёнова - удался, рекомендую) - в 60-е, только Бродский и Окуджава из героев фильма(не времени, там были еще и Самойлов и много не влезших в политику)понимали, что это для поэта смерть, пусть не физическая сегодня, но другая - которая страшней. Ладно, пойду читать дальше.
Ваш ИН.