Гибель друга.

Nov 16, 2007 12:36

Долго не хотел публиковать это в ЖЖ, но сейчас ни на что нет времени, и, чтобы не вычеркнуться, и просто проверить на Вас, мои терпеливые и уважаемые френды, а может просто сделать шифт-делет этому файлу? Но Винсент как-то написал брату :
"
Но я, ей-богу, не знаю, получатся ли у меня когда-нибудь неторопливые, спокойно проработанные вещи; мне кажется, у меня вечно будет выходить нечто растрепанное..."
И я не знаю.

Гибель друга.

Первой главой будет песня, назовем ее, как Славка называет кефирные шарики, добавив в молоко он делает шикарный кефир.

ЗАТРАВКА

Введите содержимое врезки
                       Моих друзей, их трое:  Фридрих Ницше,

Курт Воннегут, Винсент Вилем Ван Гог.

Читаю их запоем, классно пишут,

Я у себя собрал их, вот итог.

Друзья есть и другие…. Из запоя,

Я с ними выходил. Драки. Разврат.

Ничто их не отнимет: Асин, Дзгоев,

И Славка из Германии наш брат.

***

Все шестеро друзей, со мною рядом,

И все,  живые - мертвых съела спесь,

Винсенту ты налей   абсент! Не надо!

Не надо, Асин! Губит дружбу лесть

А Курту, дай ты «Кент»  кенту, он любит,

Вон, сколько написал, «не вынимая»,

А Фридрих, он не мент, косяк пригубит,

Ах! Как же мы друг друга понимаем!

***

Валерка, спой! Конечно,  Окуджаву!

Мои - не пой, давай над ними ржать!

Забудь про язву - все мы вечны! Пей отраву,

Пойдемте вместе драться на ножах!

Нас семеро надежных - это сила!

Пойдем, попишем идиотский мир,

Сорвем-ка лжи одёжки! Славка, милый!

Ты, спец разоблачать, готовь кефир!

***

Курт, Фридрих Славка* - немцы, Асин -  казах,

Валерка - осетин, а я - еврей,

Винсент -  голландец, ВСЕ - ТУземцы,

Бьют нам в пах!

Здесь на Земле не признают друзей.

Сижу в своей лачуге, два на три,

Одних читаю, наших вспоминаю,

Вернулось  всё на круги     на свои!

Мы вместе! Вместе с вами начинаю….

*Славка - русский, с украинской фамилией,  но дети - немцы, а значит, имею право. У евреев - по   маме… Я - еврей, а дети, таки нет. …

Мне не  нравится  слово «введение», своей физиологической окраской,  «предисловие» - уже слово, значит тоже бессмыслица.

У Курта любимое слово «Амен».Назову следующую главу моим самым любимым из всех слов

ОПРАВДАНИЕ.

Что побудило меня сесть за эти записки, названные Светом, моим ангелом-хранителем и первым критиком, «Веревочками», по аналогии с «Ниточками», где отдельные мысли сплетал в полотно? Форму этих записок мне подсказала одна вещь, написанная такими отдельными рассказами, связанными в веревочный бабушкин коврик из детства «Вчера….Снег. Гром. Свет»  Такая, составленная из рассказов повесть, позволяет примирить моё спринтерское начало со стайерскими задачами, без вреда для обоих. Эдакая  эстафета коротких забегов, когда палочка  передается, и   связывает всю дистанцию воедино.

.        Писать о гибели Ван Гога, не зная французского и голландского языков, не побывав во Франции, не исследовав всей, огромной литературы по теме может только близкий друг, знавший его с самого детства.  Но разве второй мой друг Курт Воннегут, недавно присоединившийся к Фридриху с Винсентом, но не покинувший меня, разве он летал на Меркурий или Титан, чтобы написать «Сирены Титана»? Курт был инопланетянином на нашей идиотской планете, и обожал свой город  детства, Индианаполис за то, что в нем впервые линчевали белого за убийство индейца.

А Ницше, разве он жил в Древней Греции, чтобы рассказать о «Рождении трагедии из духа музыки»? И разве Асин со Славкой и Валерка Дзгоев не  сидят со мной в этой будке сторожа, а все, кто рядом - так далеки от меня?

Имею я право  писать о гибели друга художника? Обязан! Как обязывает остальных друзей смерть друга-художника сделать выставку Post morte, а друга-писателя - посмертную презентацию книг.

А если на этой выставке или презентации представят картины или книги убийцы друга? А если человека называют другом художника, когда сохранилась записка, в которой он требовал отменить выставку Post morte?

Десять лет дружбы с Винсентом обязывают меня рассказать о его жизни и гибели, и рассказать,  кто  убийца. Рассказать, пока могу, на основании того, что знаю, как сделал бы он, поменяйся мы с ним.  Каждый раз, когда я читаю «гоген, друг Ван Гога», мне слышится: «сталин, друг детей», «гитлер ( И»Ш*) друг евреев».  Когда недавно в Хайфе евреи, друзья гитлера (И»Ш) ,  организовали выставку его работ, нашлось достаточно людей, которые, оказывается тоже чувствуют как я, и протестуют. И выставку закрыли. «Я спросил у Асина…», как он считает…. И сын солдата Великой Отечественной считает,  как и я. А вот друг гомосексуалов, религиозный еврей,  мэр Иерусалима, разрешил «парад гордости» в столице, а парад Евреев, Ветеранов Войны, прекративших гитлеровскую авантюру - запретил.

В Иерусалимском музее  картины Ван Гога и гогена висят рядом, и если хотите посмотреть картину жертвы, будьте любезны посмотреть на картины убийцы, как будто поместили рядом с «Дневником Анны Франк» - «Майн Кампф»

До тех пор, пока это происходит, я не могу спокойно жить. Трудно стереть имена «геростратов», но объявлять их созидателями?! Увольте! Талантливый негодяй - бездарность!

Последним толчком, если не пинком, «Садись и пиши!», стала  приписка к вводным словам «Гибели Пушкина», сделанная Анной Ахматовой, поэтессой, писавшей о поэтах,  фраза,   вычеркнутая в последствии, но опубликованная в двухтомнике, так что вина за публикацию вычеркнутого не на мне:

«Истина - едина. Очень трудно, услышав ее, продолжать настаивать на прежнем заблуждении, и совершенно естественно признать её своим открытием. Это происходит чисто подсознательно, и я уверена, что каждый сталкивался с этим явлением»**

Датирована рукопись 26 августа 1958 года. В это время я пребывал в утробе мамы, помогал ей сдать  госэкзамен в университете.( Это мой единственный оконченный университет) А помог тем, что на экзамене по политэкономии толчком в живот напомнил ей фразу Ленина «Россия была беременна революцией!» за что маме, может ради хохмы, поставили пятерку по предмету, который из родителей знал только мой папа - ортодоксальный сталинист и коммунист.

А через два месяца, 23 октября 1958 года (в день присуждения  Пастернаку Нобелевки, между прочим), без моего на то согласия,  меня вытащили в этот мир, для чего-то, что мной  не достигнуто до сих пор, но что так точно сформулировал Винсент Ван Гог  «Величайшее искусство - любить людей!***»

*И»Ш - имах шмо (ивр) - да сотрется имя его. Хотя Ворд  и возмущается тем, что я пишу имена сталина и гитлера (И»Ш) с маленькой буквы, я не буду исправлять. Есть имена, пол гоген, дантес, которые этого просто требуют.

**Здесь и далее цитируем по «Анна Ахматова. 2т. М1990г»

*** Здесь и далее цитируем русское издание «Переписка Ван Гога» М.-Л., Искусство, 1966. Оно сохраняет принятую повсеместно нумерацию писем голландского оригинала, при этом письма к Бернару, Виллемине и Раппарду, в отличие от писем к Тео, имеют перед порядковым номером соответственно буквы - Б, В и Р.

Обычно эта глава ставится в конце книги, но я поставлю ее в начало

ИСТОЧНИКИ

Как-то раввин нашей ешивы дал мне книгу на иврите о Ницше и попросил прочитать и прокомментировать ему, времени, мол, у тебя «как грязи». Я вернул ему ее через пол часа. На вскинутые брови рава, (он знает, как трудно мне читать на иврите) я ответил:

- Не стоит читать, рав. В библиографии нет «Колли и Монтинари»*, а значит - нет ничего стоящего. Это как если бы я тебе предложил книгу по иудаизму, а в ней не было бы ссылки на великого РАМБАМа!»**

Основным источником моих знаний о Ван Гоге стали его письма. С тех  пор, как я получил от Володи Замбровского эти письма в подарок (за что ему здесь  самый низкий поклон), маленький двухтомник, на плохой бумаге с тысячей ошибок, не говоря об опечатках и отсутствии всяческих ссылок и номеров с датами, это самая читаемая в доме книга, хотя и Курта с Фридом перечитываю частенько.

Письма Ван Гога -  главный   достоверный чистейший источник сведений о братьях, к коему и отправляю всех, желающих иметь  не переваренную другими, и мной, в частности, а свежую информацию. Мне смешны художники, в самом широком понимании этого слова, не читавшие этих писем. Как они могут браться за кисть?! И где еще можно научиться писать в двух смыслах этого слова? А философы? Где еще есть столько, основанных на многолетних  наблюдениях,  памятливых, внимательных, с чувством эпохи и любовью записанных глубочайших мыслей?

Даже изучающему Кабалу - есть,  что прочитать о цвете!

Если читать их внимательно, а потом влезть в ту эпоху, очень многое можно найти. В дополнение к письмам, у меня есть близость духа, похожая на ту, что есть  с моим Светом и с друзьями(см Затравка). Даже когда мы не рядом,  они поступят «правильно», как мы в детстве говорили. И вот это «правильно» я могу предсказать на уровне «он этого не сделает», или «не мог так поступить» или «при таком раскладе он сделает так, или вот так, но ни в коем случае не так» Это достигается многолетней дружбой, любовью чуткостью.

За сто лет о Ван Гоге написана гора всякого, но, большинство книг на русском языке, которые я прочитал, переносят из одной в другую непроверенные сердцем данные и методично вбивают в головы людей ложь.

Заявлю  сразу - Винсент Ван Гог НИКОГДА НЕ БЫЛ:
  1. Безухим.
  2. Религиозным фанатиком
  3. Иждивенцем
  4. Неучем в живописи (Раневская говорила: «Напишите в анкете в графе образование «Домашнее», впрочем, ваши не знают, что это такое.)
  5. Сумасшедшим (Психически больным, как не были ими Наполеон и Достоевский, страдавшие иногда припадками. Хотя Достоевский, на мой взгляд, страдал болезнью, которая называется «Страсть к игре»)
  6. Самоубийцей (если человек покончил собой от пыток в камере, это самоубийца?Его убили те, кто пытал!)
  7. Непризнанным при жизни художником.


Постараюсь следовать напутствию Анны Андреевны Ахматовой, и призову на помощь четыре составляющие, без которых нельзя садиться за такое дело: ПАМЯТЬ, ВНИМАНИЕ, ЛЮБОВЬ, ЧУВСТВО ЭПОХИ.

Курт Воннегут, один из моих друзей-немцев, делил пишущих на «… патрициев и варваров. Патриции - пишущие о произведениях  других, вдохновляющиеся Вергилием и способные создать на этом вдохновении новое произведение. Варвары - вдохновляются жизнью»***

Меня надо отнести к варварам. Иногда я бываю резок в своих оценках и заключениях, как варвар, и смягчаю свои высказывания, если меня одернут. Это делает мой Свет - женщина, благодаря которой я дожил до этого дня, и чье ангельское терпение испытываю так долго, и, посвящая ей эту работу, а так же из простой учтивости, почерпнутой у Ницше, оставлю свое  «Я» и в дальнейшем буду говорить МЫ.

*Колли и Монтинари -  два итальянских ницшеведа, составители ПСС Ф.Ницше, наиболее полного из существующих. Взявшись переводить произведения Ницше на итальянский, они обнаружили, что существующие СС страдают огромным количеством неточностей, ошибок и пр. Получили заказ на издание от немецкого издателя - беспрецедентный случай в истории философии. С произведениями Ницше немцы обращались отвратительно, а представители других народов приводили их в порядок. Так поляк Подах, разоблачил подделку сестрой Ницше книги «Воля к власти», не принадлежавшей перу сошедшего с ума философа. Именно этой книгой пользовались нацисты, за что к Ницше приклеилась репутация антисемита. На самом деле из-за антисемитизма сестры и её мужа Ницше разорвал с ними всяческие отношения. Но, после сумасшествия и смерти Ницше эта проныра захватила права на его архив и всячески препятствовала  еврею Гасту, другу Фрида, в его работе по публикации наследия. Храни нас Бог от таких наследниц-сестер!

**РАМБАМ - Раби Моше Бен Майон. (1138 Кордова - 1204 Фостат он же Старый Каир)Один из высочайших авторитетов иудаизма. Врач, философ. Признан и христианскими (под именем  Маймонид) и мусульманскими (Ибн Маймун) философами. В иудаизме он нем говорят «От Моше (библейского Моисея) до Моше (РАМБАМа) не было ему равных!»

***Здесь и далее цитируем по «Курт Воннегут СС. 6т. М1991г.»

Все, что здесь написано, ИМХО, а, чтобы  не повторять после каждой фразы, дадим название следующей веревочке

НА НАШ ВЗГЛЯД.

Вин - так, несколько фамильярно, мы  называем про себя Винсента из любви и  склонности к сокращениям, и по его собственной  традиции, ведь Ио, Тео, Рапп и Шуфф -  эти имена и фамилии обрезал он сам.

Вин - Винсент Ван Гог  прожил 37 лет и 10 месяцев, + 9 месяцев в утробе.

Тео - Теодор Ван Гог, прожил 33,5 - ангел-хранитель Вина. «Если б не ты..» - самая употребляемая фраза в письмах Вина

Теовин, -  когда два брата вместе. Напр. Могила Теовина, Вин всегда писал «Мы рисуем, мы продаем, мы поддерживаем художников, мы двигаем искусство вперед» не из учтивости, а констатируя факт. Предприятие «Теовин», это попытка двух братьев в первую очередь, опираясь на предшественников,  направить искусство живописи дальше,  поддержать гонимых художников продажей их картин, и в конце концов прокормиться.

Однажды друг Ави, увидев  подпись  Иванави, обратил наше внимание на это совпадение. Теовин прожил 18 лет, считая с начала переписки и до смерти Тео, и не считая полугодовой клинической смерти, когда Винсент скрывался в вересковой пустоши Боринажа*.  Предприятие «Теовин» просуществовало 10 лет, и достигло своей главной цели только после смерти двух братьев.

Пол - Поль Гоген - «друг» Теовина до и после смерти.

Син - Христина, единственная женщина, с которой Вин жил,

Ио - Иоханна , жена Тео, посмертный ангель-хранитель писем и картин Теовина. Мать Винсента Вилема Ван Гога, сына Тео.

Эм - Эмиль Бернар, друг Теовина до и после смерти.

Рапп - Ван Раппард  художник, которому Вин писал письма.

Шуфф - Шуффенекер, художник, друг Гогена до смерти Теовина.

Тулуз - Тулуз-Лотрек, близкий друг Ван Гогов, до своей смерти.

Вилимина -  сестра Теовина.

*район на юге Бельгии, где в те времена добывали уголь.

Гибель Ван Гога

Previous post Next post
Up